Регистрация Вход Записи радиоинформаторов Статьи NEW!
Вопросы о Харьковском троллейбусе Фоторепортажи Избранные фотографии
Новые возможности

Харьковский троллейбус

Последние новости городского транспорта Первой Столицы

добавить на Яндекс

Харьковский троллейбус - избранное

Наиболее ценные фотографии нашего сайта. Следите за обновлениями прямо на главной странице Яндекса!

добавить на Яндекс

Пассажирский ПС

Служебный ПС

Исторический ПС

Обновления

25.01.2016 - 3 фотографии


Троллейбусы-буфеты: МТБ-82Д: 01




ЗиУ-682В: 712


Вход
Внимание! Зарегистрированные на любых сайтах Ucoz пользователи в регистрации не нуждаются

Наши партнёры


За окном
Яндекс.Погода

Статистика

[ Сегодня нас посетили ]
Сейчас на сайте 1
из них посетителей 1
пользователей 0

Найти машину


Приветствую Вас, Пассажир · RSS

Разработка и опытные модификации


ЗиУ-682 (ЗиУ-9) – советский, а позже и российский троллейбус большой вместимости. Серийно производится в г. Энгельс на Заводе имени Урицкого («ТролЗа») с 1972 года. За более чем 40 лет серийного выпуска создано несколько десятков модификаций, адаптированных для работы в различных условиях. Всего выпущено более 45 тысяч троллейбусов ЗиУ-682, а технические решения легли в основу других моделей троллейбусов (АКСМ-101, Нижтролл и др). Троллейбусы ЗиУ-682 работают без преувеличения по всему миру – от Южной Америки до Европы, Азии и Дальнего Востока.
 

ЗиУ-5Е
В середине 1960-х годов стало ясно, что машины ЗиУ-5 уже не справляются с пассажиропотоками. Проводились эксперименты по «врезанию» средней двери, (так родился ЗиУ-5Е) однако это не помогло решить проблему огромной нагрузки на передний мост. Потому в 1965 году на заводе имени Урицкого начата разработка нового троллейбуса – ЗиУ-9.
 
Первая машина ЗиУ-9 была построена в 1966 году. После заводских испытаний, в 1968 году поступила на испытания в Москву, где получила номер 5000. Изначально троллейбус был белым с красными полосами, однако приблизительно в 1970 году был перекрашен по схеме «красный низ – белый верх». Троллейбус работал на 24 маршруте Москвы до начала 70-х годов. Появление новой техники на маршрутах столицы вызвало настоящий фурор у москвичей – настолько сильно новый троллейбус отличался от привычной техники.
ЗиУ-9 №5000
 
Спор вызывают две фотографии прототипа ЗиУ-9, отличающегося выступающими над крышей окошками маршрутоуказателей (как в автобусах MAN SL200). Информации о его работе на маршрутах нет, однако известно две фотографии. На этих фото троллейбус без бортового номера и маршрутоуказателей, потому установить его судьбу сложно. По одной из версий, это прототип ~1966-1967г.в., по другой (гораздо более вероятной) – это и есть оригинальный вид ЗиУ-9 образца 1966 года, который позже был переоборудован в целях унификации с образцом 1968 года, о нём читайте далее (в частности, лишился боковых маршрутоуказателей) и в 1968 году поступил в Москву, где и получил номер 5000.
 
В 1968 году был выпущен ЗиУ-9А №5001. От последующих экземпляров, как и от первых, его отличала ширина кузова (2680мм). Троллейбус имел сходный с 5000 дизайн и испытывался на 24 маршруте Москвы

ЗиУ-9А №5001
 
ЗиУ-5, ЗиУ-6, ЗиУ-7.. Крайние справа - ЗиУ-9 образца 1966 (левее) и ЗиУ-9А образца 1968г. (правее).
Хорошо видна разница в ширине (2500мм у ЗиУ-9 против 2680мм у ЗиУ-9А. Фото ~ 1968-1969гг.)
 

Прототип 1970 года
Троллейбусы ЗиУ-9 и ЗиУ-9А проходили испытания в Москве в 1968-1969 годах. По результатам испытаний был выбран ЗиУ-9 со стандартной шириной кузова, и в 1970 году было выпущено два троллейбуса ЗиУ-9, имевших кузов, который лёг в основу всех следующих моделей и модификаций ЗиУ-9. Машины проходили испытания под номерами 5002 и 5003. Затем было выпущено два (5004 и 5005?) предсерийных экземпляра ЗиУ-682Б. Одна из этих машин (5005) даже попала в объектив Рою Мейквеллу. На фото хорошо видны отличия от серийных машин, например вентиляционные каналы по бокам от маршрутоуказателя.
 

ЗиУ-682Б

 

По результатам испытаний в машину были внесены как внешние, так и внутренние изменения, и уже в 1972 году троллейбусы с индексом ЗиУ-682Б разошлись по всему СССР. Эти машины отличались пониженным уровнем пола на задней площадке и электрическими штангоуловителями. Основными недостатками модели считалась неудобная передняя дверь и сильный шум от мотор-генератора. Кроме того, осуждалась система отопления салона от горячего воздуха, поступающего с системы воздушного охлаждения блока пуско-тормозных реостатов. Если в середине салона было довольно тепло (а иногда металлические части буквально раскалялись), то на задней площадке температура была близка к уличной

На новые троллейбусы устанавливались двигатели ДК-207, а с 1973 года – ДК210. Подвеска на первых машинах была пневматической, как у междугородних автобусов Setra или Neoplan, однако почти сразу была упрощена до пневморессорной.


За это время было произведено около 8 тысяч троллейбусов, поступавших в большинство городов СССР и даже в Хельсинки

В 1974 году произошли первые внешние изменения – угловатые колёсные арки были заменены на скруглённые.

ЗиУ-682В - дальнейшее развитие модели ЗиУ-682. Троллейбусы Зиу-682В сменили на конвейере более старую версию 682Б. Этой модели было суждено стать наиболее массовым троллейбусом, ЗиУ-682В работают во многих странах мира – от стран бывшего СССР до Аргентины и Греции. За время серийного производства – с 1975 по 1990 год - внешний вид ЗиУ-682В менялся неоднократно. Был убран четвёртый вентиляционный люк, изменена светотехника, форма ступенек под лестницей сзади, уровень пола на задней площадке и многое другое.

ЗиУ-682В (ХТИ 682В00)

 

Машины этой модификации выпускались в 1975-1989 годах. За время серийного выпуска они преображались несколько раз:

  • в 1976 год количество светильников в салоне уменьшилось с 12 до 11
  • в 1978 году изменена конструкция подножек под лестницей на задней стенке, а количество люков в крыше уменьшено до трёх
  • в 1980 году изменено расположение форточек
  • в 1983 году изменена форма и расположение передних верхних габаритных огней и задних фонарей
  • в 1983 году был поднят уровень задней площадки, пол стал горизонтальным по всей длине салона
  • в 1985 году обновлена светотехника - вместо «лодочек» установлены новые квадратные фонари.

 

 Во многих городах продолжается линейная эксплуатация этих троллейбусов. Самый старый из известных ЗиУ-682В, работающих на регулярных маршрутах - Краматорский 0157 1978 года выпуска (зав. номер 11192)

ЗиУ-682В0А (ХТИ 682В012)

Эта модификация выпускалась в 1988-1990 годах. От машин ЗиУ-682В00 внешне они отличались только новым кожухом радиореакторов – он стал плоским, с острыми краями. Кроме того, изменилось расположение насоса гидроусилителя руля. Теперь масло доливается с улицы, а не из кабины, что позволило избежать "выплёвывания" излишков масла в кабину; значительно упростилось обслуживание гидростанции.
Интересно, что в Харьковском троллейбусном депо №3 предлагали перенести гидростанцию на выдвижную раму в отсек для инструмента, под контакторной панелью. была даже экспериментальная машина с таким расположением гидростанции, однако с появлением модификации В0А необходимость в применении такого рац.предложения исчезла.

ЗиУ-682В0В (ХТИ 682В013)
 

Эти троллейбусы выпускались всего менее года – с середины 1990 по январь 1991 года. Отличались применением импортного пневмопривода дверей.

 ЗиУ-682В10 (ХТИ 682В10)

 

ЗиУ-682В1 (ХТИ 682В10) представляют собой «горную» версию ЗиУ-682В и оборудованы ТЭДом ДК-211Б мощностью в 150кВт с дополнительными низковольтными полюсами возбуждения. Отличительной особенностью управления этими машинами являлось торможение. Впрочем,  это довольно часто приводило к ошибкам водителей, ведь в этих машинах левая педаль переключала ГРК на режим торможения, а правая (ходовая) переключала позиции. Позже управление тормозными позициями было перенесено на левую педаль. Единственное внешнее отличие этих машин – перед средней дверью находится дополнительный технологический люк для обслуживания отсека с дополнительным оборудованием ЯР-29А. В зависимости от года выпуска машины так же получали разную светотехнику, уровень пола и т.п., при чём эти изменения проводились параллельно на модели В** и В10. Не смотря на это, машины В10 не различались на В1А и В1В.
 

Троллейбусы ЗиУ-682В были сняты с производства лишь 1 февраля 1991 года, уступив место более комфортной и современной, однако намного менее надёжной модификации ЗиУ-682Г00. Стоит отметить, что из-за слабой рамы во многих городах машины ЗиУ-682Г00 списываются раньше, чем 682В**. За 25 лет серийного производства было выпущено около 28 тысяч машин ЗиУ-682В (так, в Харькове есть машина с серийным номером 00036767, это машина 879)*, и это бесспорный лидер производства, самый массовый троллейбус всех времён и народов.

* Заводская нумерация ЗиУ-682Б и ЗиУ-682В - общей серии

Существовали редкие модификации ЗиУ-682В: ЗиУ-682С, ЗиУ-682Ф, а так же связанные разработки - ЗиУ-684 и ЗиУ-11.

ЗиУ-682С представляет собой «Северный» вариант ЗиУ-682В. Машина была создана в 1980 году и оборудована дополнительной теплоизоляцией и отопителями, двойными люками и стёклами, благодаря чему способна работать при температурах до -60 градусов. Интересно, что однажды по ошибке несколько таких троллейбусов попали в Одессу, и работники депо были вынуждены своими силами были адаптировать их под местный климат.
ЗиУ-682Ф был создан в единственном экземпляре - это ЗиУ-682В с асинхронным двигателем. Информации о её работе на регулярных пассажирских маршрутах нет.

Более того, на заводе даже разрабатывался троллейбус для левостороннего движения. Эта машина должна была поступить в Индию, однако её судьба неизвестна

 

Рассказывая об истории развития самой массовой модели троллейбуса нельзя не упомянуть об одной интересной связанной разработке.

ЗиУ-11 - укороченный на одну секцию аналог ЗиУ-682. Экспериментальный троллейбус, выпущенный в 1973 году в количестве (по различным данным) от одного до трёх троллейбусов. По непроверенным данным, троллейбус имел всего 22 сидячих места, максимальная вместимость - 80 человек, длина кузова - 9600мм. Доподлинно известно лишь об эксплуатации лишь одного троллейбуса. Эта машина работала в Волгограде под номером 4001 с 1973 по 1983 год. В 1983 году уникальный троллейбус сгорел.
 

 

ЗиУ-684 был выпущена в двух экземплярах в 1983 году. Эти троллейбусы работали в Москве (первый парк, 1264 и 1265). От серийных ЗиУ-682 отличался тиристорно-импульсной системой управления, а так же множеством нововведений (планировка салона 2+1, консольная подвеска сидений), которые позже перекочевали на серийные троллейбусы (например, планировка салона перекочевала на ЗиУ-682Г).

 

Экспортные модификации:

ЗиУ-682УВ, 1975г.в.
Будапешт

Салон ЗиУ-682Б
Хельсинки

Вариант экспортного
исполнения перегородки кабины

Салон ЗиУ-682УГ
Афины, Греция

 

На экспорт поставлялись как обычные троллейбусы, так и троллейбусы в спец. исполнении. Известны следующие модификации экспортных троллейбусов:

  • 682УА - для Аргентины
  • 682УВ - для Венгрии
  • 682УГ - для Греции
  • 682УП - для Польши
  • 682УЮ - для Югославии
  • 682Ю10 - В10 для Югославии
  • 682ТВ - для г.Богота (Колумбия)

Экспортные машины зачастую отличались от базовой комплектации планировкой салона, перегородкой кабины, системой вентиляции салона и др. Существовали варианты с автономным ходом, например партия из ЗиУ-682В1 для города Кордова. Эти машины были оборудованы автономным ходом от щелочных аккумуляторов 9НКЛБ-70, расположенных под задней площадкой. Аккумуляторная батарея позволяла пройти расстояние около километра со скоростью 5км/ч, чего вполне достаточно для объезда препятствий или проведения манёвров. Кроме того, многие машины после эксплуатации за рубежом изменялись практически до неузнаваемости в результате местных кап.ремонтов и модернизаций. Например, в том же городе Кордова (Аргентина) в процессе капитального ремонта у троллейбусов ЗиУ-682 убиралась средняя дверь.


 

  Модернизация семейства

   


ЗиУ-5257
В конце 1980-х годов стало ясно, что троллейбусы ЗиУ-682В уже устарели. Тогда было поручено начать разработку новой модели троллейбуса. Разрабатывалось много интересных машин, например ЗиУ-5257 разработки ЗиУ и ЗиУ-6202, разработанный Львовским ВКЭИА в 1985 году. Оба этих троллейбуса были построены в кузове ЛиАЗ-5256.

 

Известно о существовании одного экземпляра ЗиУ-5257 (проходил испытания в Энгельсе) и двух ЗиУ-6202 (испытывались во Львове). Конечно, появление таких троллейбусов в серийном производстве полностью изменило бы ход истории отечественного троллейбусостроения, т.к. классический кузов ЗиУ-9 остался бы в глубинах истории, и не стал основой для большинства отечественных троллейбусов ещё на два десятка лет. Однако по различным причинам от начала серийного производства новых машин отказались, и дальнейшее развитие модельного ряда пошло по самому простому пути  – модернизировать существующий ЗиУ-682.

ЗиУ-6202
В 1990 году новый троллейбус ЗиУ-682Г00 был продемонстрирован. По сравнению с ЗиУ-682 изменениями подверглись:
  • компоновка салона - по левому борту установлены одноместные сидения, спинки сидений другой, более удобной формы
  • приборная панель - все переключатели, кроме дверей и стеклоочистителей перенесены на панель под окном слева
  • дверь в кабину стала шире в два раза
  • изменилась трассировка высоковольтного кабеля на крыше
  • спереди, под лобовым стеклом установлен воздухозаборник системы отопления
  • изменилась конструкция силовых элементов кузова
 

 

1 февраля 1991 года троллейбус был поставлен на конвейер. Основным недостатком этой модели называют облегчённые силовые элементы кузова. Из-за этого машины ЗиУ-682Г00 начинали списывать уже в конце 90-х годов, ведь деформация кузова возникала буквально после десяти лет эксплуатации. Нередки случаи, когда более старые ЗиУ-682В пережили большинство Г00.
 
1990-е годы надолго запомнились нашим соотечественникам. Кризис охватил все сферы деятельности, в том числе и общественный транспорт. Впервые Заводу имени Урицкого, не знавшему доселе конкуренции, пришлось подстраиваться под требования рынка, дабы получить хотя-бы минимальные заказы. Тогда в производство были запущены такие модификации известной модели ЗиУ-682Г00:
  • ЗиУ-682Г-012 (XTU682Г0А). Выпуск этих машин был начат в 1993 году, и они практически не отличались от своего предшественника. Всего за 1993-01.2003 было выпущено около тысячи троллейбусов. Заводская нумерация общей серии
  • ЗиУ-682Г-013 (XTU682ГК). В 1997-2000 годах было выпущено всего 13 таких троллейбусов. Они отличались тонированными окнами и форточками в каждом окне, а так же устройством контроля изоляции и модернизированной пневмосистемой. Заводская нумерация общей серии
  • ЗиУ-682Г-014 (XTU682Г0Е). В 1998-2000 годах было выпущено около сотни этих троллейбусов. Они были оборудованы тонированными окнами с форточками в каждом окне. Заводская нумерация общей серии
  • ЗиУ-682Г-015 (XTU682Г0L). Выпущено всего 6 таких троллейбусов в 1997-1998 годах. Все они поступили в Краснодар. На этих машинах впервые были установлены раздельные сидения и новая планировка салона (по левому борту на полу установлено 4 ряда сидений вместо пяти, при этом два ряда - двухместные сидения, а два - одноместные). Заводская нумерация общей серии
  • ЗиУ-682Г-016 (XTU682Г0М). Эта модификация была создана в 1999 году и в дальнейшем стала базовой. Была проведена основательная антикоррозийная обработка кузова, а так же установлены привычные сейчас системы безопасности -  блокировка хода при открытых дверях, ограничители хода штанг, УКИ и многое другое. Заводская нумерация общей серии
  • ЗиУ-682Г-017 (XTU682Г0Н). В 2000-2003 годах было выпущено чуть более 50 троллейбусов этой модели. Почти всё электрооборудование (ГРК, ПТР и быстродействующий выключатель) было вынесены на крышу. Заводская нумерация отдельная
  • ЗиУ-682Г-018 (XTU682Г0Р). Около 150 троллейбусов этой модели были выпущены в 2001-2003 и 2006-2007 годах. По сути они ничем не отличалась от Г-016, но шумный мотор-генератор, питающий НВЦ, был заменён современным статическим преобразователем напряжения. Заводская нумерация общей серии
  • ЗиУ-682ГП. ЗиУ-682Г-012, выпущенные в 1997-1999 годах и оборудованные пластиковой лобовой маской от троллейбуса Тролза-5264.02 "Столица". Было выпущено всего 6 таких машин, которые поступили в Москву и проработали до 2004-2009 гг.. Заводская нумерация общей серии

С 2002 года модель ЗиУ-682Г-016 принята за базовую. Таким образом, вне зависимости от заказанной комплектации брался кузов ЗиУ-682Г-016, который и приводился к требованиям заказчика. При этом на заводской табличке указывалась модель XTU682G0M, а троллейбус получал двойной индекс, где вторая часть обозначала комплектацию. Например, троллейбусы, поступившие в Харьков в 2002 году, имеют двойной индекс ЗиУ-682Г-016(012), который расшифровывается так: "кузов ЗиУ-682Г-016, комплектация упрощена до ЗиУ-682Г-012".

Таким образом, с 2002 года на конвейере остались следующие модели:

  • ЗиУ-682Г-016(012)
  • ЗиУ-682Г-016(017)
  • ЗиУ-682Г-016(018)

Более того, с 2005 года на эти машины возможна установка пластиковой лобовой маски от ЗиУ-682Г-016.02. В таком случае к индексу добавляется буква П, например ЗиУ-682Г-016(018)П. С 2009 года на троллейбусы модификаций 016(012) и 016(018) пластиковая лобовая маска устанавливается в обязательном порядке. При этом троллейбусы получили новый индекс ЗиУ-682Г-016.05 и отдельную заводскую нумерацию.

ЗиУ-682Г-016.02 - следующий этап развития культовой 682-ой модели. Эта версия выпускается с октября 2002 года. От предыдущих её отличает вынос электрооборудования на крышу и в специальный отсек, находящийся за спиной водителя, над левым передним куполом. Ручной тормоз стал пневматическим, а мотор-генератор, питающий НВЦ, заменён статическим преобразователем напряжения. Салон оборудован комфортабельными сиденьями, а два пассажирских места предназначены для перевозки инвалидов с ограниченной подвижностью. Эти места оснащены кнопкой звукового сигнала водителю и дополнительным поручнем. Внутреннее освещение пассажирского помещения осуществляется люминесцентными светильниками, имеющими режимы полного, частичного и аварийного освещения. Кроме того, устанавливается новая пластиковая лобовая маска и планетарные двери с системой противозащемления и блокировкой хода при открытых дверях. Кроме того, кнопки экстренного открывания дверей теперь есть и снаружи.
 
С 2004 года доступна модификация 016.03 - с несущими конструкциями кузова из открытого швеллера, что значительно увеличивает срок службы троллейбуса. В остальном 016.02/016.03 практически не отличаются от базовой 016-ой версии. Интересно, что по желанию заказчика возможно расширение передней двери. В таком случае передняя дверь занимает весь передний свес, а контакторная панель переносится в увеличенный по сравнению с узкодверной модификацией отсек за кабиной водителя. Эта опция в своё время была популярна в Москве, а в 2007 году семь таких машин заказал Ростов.



С 2009 года выпуск 016.02 и 016.03 прекращён. Вместо этого с обновлённой заводской нумерацией начат выпуск ЗиУ-682Г-016.04. Кроме того, стала доступна ещё одна версия - ЗиУ-682Г-016.07. Эти машины имеют общую с 016.04 нумерацию и отличаются системой управления - ТрСУ "Чергос" вместо стандартной реостатно-контакторной. Пока что выпущен только один троллейбус - зав.номер 311 для Мурманска.

Всего с 1972 года выпущено около 45 тысяч троллейбусов ЗиУ-682. Это даёт право называть ЗиУ-682 самым массовым троллейбусом в мире. В советское время троллейбус выгодно отличался простотой управления, обслуживания и вместимостью. В 90-ые годы свою роль сыграла универсальность кузова, ведь, как показала практика, его можно использовать для установки любого оборудования, а салон можно переоборудовать для различных целей. Известны двухдверные экскурсионные машины, передвижные магазины, буфеты, мастерские. ЗиУ-682 способен выполнить практически любую задачу, а его кузовные, салонные и технические решения родом из 60-х легли в основу создания многих моделей и модификаций троллейбусов различных производителей на десятки лет вперёд. Ведь ЗиУ – это классика, а классика остаётся актуальной всегда!


 
Андрей Шевченко, 2014
 
Автор статьи выражает благодарность администрации интернет-сообщества «Малоизвестные отечественные трамваи и троллейбусы» за собранный ими уникальный фотоматериал, использованный в данной статье
Вы используете браузер " "
Авторская группа сайта © 2009-2015. Мы работаем для Вас!
Clock for website скрипт часов для сайта

English Version