Годы серийного производства: ТБЭС-ВСХВ: 4.02.1956 - 04.1960 МТБЭС: 1958 - 1964 |
|
Годы поставки в Харьков: 1957 - 1962 |
|
Эксплуатация в Харькове: 1957 - 1967 |
В 1954 году была восстановлена Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). На территории площадью 207 га расположилось 383 здания и павильона. Для обслуживания выставки была построена троллейбусная линия длиной 9,5 км, имевшая в плане форму подковы и разворотные кольца по обе стороны от главного входа. По новой линии в летнее время курсировали троллейбусы нового маршрута "В". Первоначально здесь работали специальные троллейбусы МТБ-ВСХВ, сделанные на заводе имени Урицкого на базе модели МТБ-82Д - с несколько увеличенными окнами салона, дополнительными огоньками по бортам и литыми украшениями. Однако на выставке должны работать принципиально новые троллейбусы, разработка которых была поручена СВАРЗу.
В 1955 году под руководством главного конструктора В. В. Строганова был создан новый троллейбус.
В начале 60-ых, в связи с поступлением новых ЗиУ-5, часть троллейбусов передавалась в другие города. Так московские красавцы попали в Ленинград, Киев, Харьков, Ярославль, Симферополь, Севастополь, Житомир и Ташкент. Часть машин были затем повторно переданы (например, троллейбус 432 попал в Харьков, а затем в Полтаву). К сожалению, кузов новых троллейбусов обладал весьма низкой прочностью, потому уже к середине 70-ых годов последние представители этих моделей исчезли с улиц городов.
Долгое время троллейбусы ТБЭС считались безвозвратно утерянными, однако в 1991 году был найден кузов одного такого троллейбуса. С помощью энтузиастов уникальная находка была восстановлена и заняла почётное место в музее Мосгортранса. В этом же музее находится единственный восстановленный МТБЭС.
В Харьков СВАРЗовское детище впервые поступило в сентябре 1957 года. Это был ТБЭС №416, переданный из Москвы, где работал на выставке ВСХВ. Машина сохранила московский номер и долгое время работала у нас "в одиночестве", пока в 1959 году в город не поступили троллейбусы ТБЭС (401-403), изготовленные специально для нашего города. Машины работали на центральных маршрутах Харькова. Затем в Харьков поступило два ТБЭСа "позднего образца" (404-405). Эти машины отличались упрощённым лобовым остеклением (из четырёх частей).
В 1962 году Харьков получил ещё десять ТБЭСов (б/у из Москвы). Один из них (433) практически сразу был передан в Полтаву, остальные (сохранив, по традиции, московские номера) остались работать на маршрутах первого (тогда ещё единственного) троллейбусного депо. В тот же период в город пришло три новых МТБЭС (406, 407, 408). Троллейбусы работали преимущественно на центральных маршрутах, а так же на маршруте №5, соединяющим центр города с аэропортом.
К сожалению, из-за массовых поставок ЗиУ-5 и низкой надёжности кузова троллейбусы проработали совсем недолго. Машины 1957-1960г.в. были списаны в 1965 году (кроме 401, который продолжил свою карьеру в Херсоне), а МТБЭСы 406, 407, 408 в январе 1966 года были переданы в новое троллейбусное депо №2, где проработали всего полтора года. До наших дней, вероятнее всего, ни один харьковский СВАРЗ так и не дожил.
Список ТБЭС и МТБЭС, работавших в Харькове
Парк.№
|
Годы эксплуатации
|
Примечания
|
Парк. №
|
Годы эксплуатации
|
Примечания
|
---|---|---|---|---|---|
ТБЭС-ВСХВ
|
|||||
401
|
1959-12.1965
|
С 1966 - Херсон |
418
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - экспл. в Харькове |
|
402
|
1959-1965
|
425
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - экспл. в Харькове |
||
403
|
1959-1965
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове |
|||
404
|
2.1960-1965
|
429 |
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове |
||
405
|
2.1960-1965
|
430
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове |
||
411
|
1956-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове |
431
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове |
||
09.1956-1957 - экспл. в Москве
1957-1965 - в Харькове |
|
432
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове |
||
417
|
1956-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове |
433 | 1958-1962 - экспл. в Москве 1962 - экспл. в Харькове |
С 1962 - Полтава | |
СВАРЗ-МТБЭС
|
|||||
1962-1965 - в тр.депо 1
1966-1967 - в тр.депо 2 |
408
|
1962-1965 - в тр.депо 1
1966-1967 - в тр.депо 2 |
|||
407
|
1962-1965 - в тр.депо 1
1966-1967 - в тр.депо 2 |
|
|
|
|
* Машины 411, 416, 417, 425, 427, 429, 430-433 были переданы из Москвы без перенумерования
**На машине 416 была впервые применена бескондукторная система оплаты проезда
==Источники:==
- Музей рабочей славы ХКП "ГорЭлектроТранс"
- Материалы газеты "Вечерний Харьков"
- Рассказы работников депо №1
- Статья на сайте "Московский троллейбус"