Регистрация Вход Записи радиоинформаторов Статьи NEW!
Вопросы о Харьковском троллейбусе Фоторепортажи Избранные фотографии
Новые возможности

Харьковский троллейбус

Последние новости городского транспорта Первой Столицы

добавить на Яндекс

Харьковский троллейбус - избранное

Наиболее ценные фотографии нашего сайта. Следите за обновлениями прямо на главной странице Яндекса!

добавить на Яндекс

Пассажирский ПС

Служебный ПС

Исторический ПС

Обновления

25.01.2016 - 3 фотографии


Троллейбусы-буфеты: МТБ-82Д: 01




ЗиУ-682В: 712


Вход
Внимание! Зарегистрированные на любых сайтах Ucoz пользователи в регистрации не нуждаются

Наши партнёры


За окном
Яндекс.Погода

Статистика

[ Сегодня нас посетили ]
Сейчас на сайте 1
из них посетителей 1
пользователей 0

Найти машину


Приветствую Вас, Пассажир · RSS

Годы серийного производства:
ТБЭС-ВСХВ: 4.02.1956 - 04.1960
МТБЭС: 1958 - 1964

 
Годы поставки в Харьков:
1957 - 1962

 
Эксплуатация в Харькове:
1957 - 1967

В 1954 году была восстановлена Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). На территории площадью 207 га расположилось 383 здания и павильона. Для обслуживания выставки была построена троллейбусная линия длиной 9,5 км, имевшая в плане форму подковы и разворотные кольца по обе стороны от главного входа. По новой линии в летнее время курсировали троллейбусы нового маршрута "В". Первоначально здесь работали специальные троллейбусы МТБ-ВСХВ, сделанные на заводе имени Урицкого на базе модели МТБ-82Д - с несколько увеличенными окнами салона, дополнительными огоньками по бортам и литыми украшениями. Однако на выставке должны работать принципиально новые троллейбусы, разработка которых была поручена СВАРЗу.
В 1955 году под руководством главного конструктора В. В. Строганова был создан новый троллейбус.

 
Принципиально новые кузовные и дизайнерские решения поражали воображение. Новая машина получила окна из пластика, которые открывались "заезжая" под скосы крыши, тоже прозрачные. В салоне троллейбуса было установлено 32 сидячих места, при чём на задней площадке находился огромный диван. Поручней не было, ведь в троллейбусе ездили только сидя. В проходе находилась ковровая дорожка, а на широкой задней стойке - зеркало. На самом первом троллейбусе применялись удлинённые штанги. По задумке, они должны были обеспечивать лучшую манёвренность, однако довести конструкцию до совершенства не удалось, потому на последующих машинах применялись стандартные штанги. Ходовая часть и электрооборудование были практически полностью идентичны МТБ-82.
 
Первые два троллейбуса были построены в 1955 году, серийное же производство было начато в 1956. По информации сайта "Московский троллейбус", с 4 февраля 1956 года до конца года было построено 18 троллейбусов.
Изначально все троллейбусы работали на выставочном маршруте, однако с апреля 1956 года новые машины стали использовать сначала как экскурсионные в Москве, затем (с 19.07.1956) - как маршрутные. Примерно тогда же новые ТБЭС в единичных количествах стали поступать в другие города - Харьков, Ленинград, Симферополь

 
 
С 1958 года начат выпуск троллейбусов МТБЭС. Эти троллейбусы были изначально ориентированы на работу на городских маршрутах, потому внешний вид и салон были значительно упрощены. Исчезли пластиковые окна, значительно упрощён дизайн лобовой маски, заменены двери. Обшивка сидений вместо велюровой стала "кожезаменительной", а в проходе появились поручни. Для более комфортной работы на городских улицах появился пневмоусилитель руля. Небольшие изменения произошли и в расположении электрооборудования, например расположение контакторной панели.
 
Интересно то, что параллельно с началом производства МТБЭС выпуск экскурсионных ТБЭС прекращён не был, однако некоторые изменения (например, новое лобовое) перекочевали с МТБЭС на ТБЭС (например, ТБЭС 1958 года выпуска, подаренный Севастополю по случаю празднования 175-летия города 13.06.1958, а так же троллейбусы 1960г.в., поступившие в Минск и Харьков). Известны примеры установки лобового стекла "из четырёх частей" и на более ранние ТБЭСы, вероятнее всего в процессе эксплуатации.

Троллейбусы МТБЭС поставлялись в несколько городов СССР - Харьков, Ригу, Ленинград, Севастополь
 
Всего было выпущено чуть более сорока троллейбусов ТБЭС (1956 - 1960 г.в.) и чуть менее 500 МТБЭС (1958 - 1964 г.в.).

В 1959 году в кузове ТБЭС был собран опытный электробус. Машина должна была подвозить пассажиров к самолёту и отвозить от самолёта до аэровокзала в аэропорту Внуково. Предполагалось, что машина будет заряжаться в гараже, а на ходу питаться от аккумуляторов. К сожалению, сохранилось всего несколько фотографий и нет никакой информации о судьбе этой уникальной машины.

 



В начале 60-ых, в связи с поступлением новых ЗиУ-5, часть троллейбусов передавалась в другие города. Так московские красавцы попали в Ленинград, Киев, Харьков, Ярославль, Симферополь, Севастополь, Житомир и Ташкент. Часть машин были затем повторно переданы (например, троллейбус 432 попал в Харьков, а затем в Полтаву). К сожалению, кузов новых троллейбусов обладал весьма низкой прочностью, потому уже к середине 70-ых годов последние представители этих моделей исчезли с улиц городов.

Долгое время троллейбусы ТБЭС считались безвозвратно утерянными, однако в 1991 году был найден кузов одного такого троллейбуса. С помощью энтузиастов уникальная находка была восстановлена и заняла почётное место в музее Мосгортранса. В этом же музее находится единственный восстановленный МТБЭС.


В Харьков СВАРЗовское детище впервые поступило в сентябре 1957 года. Это был ТБЭС №416, переданный из Москвы, где работал на выставке ВСХВ. Машина сохранила московский номер и долгое время работала у нас "в одиночестве", пока в 1959 году в город не поступили троллейбусы ТБЭС (401-403), изготовленные специально для нашего города. Машины работали на центральных маршрутах Харькова. Затем в Харьков поступило два ТБЭСа "позднего образца" (404-405). Эти машины отличались упрощённым лобовым остеклением (из четырёх частей).

В 1962 году Харьков получил ещё десять ТБЭСов (б/у из Москвы). Один из них (433) практически сразу был передан в Полтаву, остальные (сохранив, по традиции, московские номера) остались работать на маршрутах первого (тогда ещё единственного) троллейбусного депо. В тот же период в город пришло три новых МТБЭС (406, 407, 408). Троллейбусы работали преимущественно на центральных маршрутах, а так же на маршруте №5, соединяющим центр города с аэропортом.

К сожалению, из-за массовых поставок ЗиУ-5 и низкой надёжности кузова троллейбусы проработали совсем недолго. Машины 1957-1960г.в. были списаны в 1965 году (кроме 401, который продолжил свою карьеру в Херсоне), а МТБЭСы 406, 407, 408 в январе 1966 года были переданы в новое троллейбусное депо №2, где проработали всего полтора года. До наших дней, вероятнее всего, ни один харьковский СВАРЗ так и не дожил.

 

Список ТБЭС и МТБЭС, работавших в Харькове
Парк.№
Годы эксплуатации
Примечания
Парк. №
Годы эксплуатации
Примечания
ТБЭС-ВСХВ
401
1959-12.1965
С 1966 - Херсон
418
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - экспл. в Харькове
 
402
1959-1965
 
425
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - экспл. в Харькове
 
403
1959-1965
 
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
 
404
2.1960-1965
  429
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
 
405
2.1960-1965
 
430
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
 
411
1956-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
 
431
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
 
09.1956-1957 - экспл. в Москве
1957-1965 - в Харькове
 
432
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
 
417
1956-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
  433 1958-1962 - экспл. в Москве
1962 - экспл. в Харькове
С 1962 - Полтава
СВАРЗ-МТБЭС
1962-1965 - в тр.депо 1
1966-1967 - в тр.депо 2
 
408
1962-1965 - в тр.депо 1
1966-1967 - в тр.депо 2
 
407
1962-1965 - в тр.депо 1
1966-1967 - в тр.депо 2
 
 
 
 

* Машины 411, 416, 417, 425, 427, 429, 430-433 были переданы из Москвы без перенумерования

**На машине 416 была впервые применена бескондукторная система оплаты проезда

==Источники:==

  • Музей рабочей славы ХКП "ГорЭлектроТранс"
  • Материалы газеты "Вечерний Харьков"
  • Рассказы работников депо №1
  • Статья на сайте "Московский троллейбус"
Дополнительно:

 

Вы используете браузер " "
Авторская группа сайта © 2009-2015. Мы работаем для Вас!
Clock for website скрипт часов для сайта

English Version