В 1962 году конструкторы КЗЭТа начали разработку новой версии Киев-2. Новая машина получила индекс Киев-4, т.к. индекс Киев-3 был присвоен троллейбусам ТБЭС, прошедшим модернизацию на КЗЭТ в 1962 году. Часть машин прошла глубокую модернизацию и получила индекс Киев-3А. Новые троллейбусы поступили в 20 городов Украины и даже (по непроверенной информации) в г.Орёл. Троллейбусы имели 30 сидячих мест, общая вместимость - 65 человек. Длина троллейбуса - 10330мм. Тяговый двигатель ДК-202Б мощностью 86кВт обеспечивал скорость в 50км/ч. В отличие от Киев-2, новый Киев-4 получил новые лобовые стёкла (из двух частей, а не четырёх), а так же новые двери (без средней стойки), заднее остекление, сидения и отделку салона. |
Салон Киев-2 |
Салон Киев-4 |
Салон Киев-4 |
На момент создания троллейбусы уже были несколько устаревшими. Так, в то время массово выпускались троллейбусы вместимостью около 100 человек (ЗиУ-5), велась разработка семейства ЗиУ-9. Поэтому троллейбусы Киев исчезли с улиц городов уже к середине 1970-ых.
Отдельно хочется отметить, что в двух городах (Харьков и Днепропетровск) проводились эксперименты по созданию СМЕ из троллейбусов Киев-4, однако массово эти СМЕ так и не использовались - харьковская проработала менее чем полгода, днепропетровская - ещё меньше.
После вывода троллейбусов из маршрутной эксплуатации немалое количество машин было переоборудовано в учебные троллейбусы, троллейбусы-техпомощи или буфеты. Однако и в этой роли троллейбусы проработали совсем недолго.
Автор статьи выражает благодарность администрации интернет-сообщества «Малоизвестные отечественные трамваи и троллейбусы» за собранный ими уникальный фотоматериал, использованный в данной статье
Парк. №
|
Годы эксплуатации
|
Примечания
|
Парк. №
|
Годы эксплуатации
|
Примечания
|
---|---|---|---|---|---|
КТБ-1 "Киев-2"
|
|||||
230
|
12.1961-5.1971
|
с 1964г. 301
|
12.1961-5.1971
|
с 1964г. 302
|
|
"Киев-4"
|
|||||
303
|
1964-1971
|
331
|
196?-1971
|
||
304
|
1964-1971
|
332
|
196?-1971
|
||
305
|
1964-1971
|
333
|
196?-1971
|
||
306
|
1964-1971
|
334
|
196?-1971
|
||
307
|
1964-1971
|
335
|
196?-1971
|
||
308
|
1964-1971
|
336
|
196?-1971
|
||
309
|
1964-1971
|
337
|
196?-1971
|
||
310
|
196?-1971
|
338
|
196?-1971
|
||
311
|
196?-1971
|
339
|
196?-1971
|
||
312
|
196?-1971
|
340
|
196?-1971
|
||
313
|
196?-1971
|
341
|
196?-1971
|
||
314
|
196?-1971
|
342
|
196?-1971
|
||
315
|
196?-1971
|
343
|
196?-1971
|
||
316
|
196?-1971
|
344
|
196?-1971
|
||
317
|
196?-1971
|
1966-1971 - пасс.
1971-1977 - буфет |
|||
318
|
196?-1971
|
1966-1971 - пасс.
1971-1977 - буфет |
|||
319
|
196?-1971
|
347
|
196?-1971
|
||
320
|
196?-1971
|
348
|
196?-1971
|
||
321
|
196?-1971
|
349
|
196?-1971
|
||
322
|
1965-1971
|
350
|
196?-1971
|
||
323
|
1965-1971
|
351
|
196?-1971
|
||
324
|
1965-1971
|
352
|
196?-1971
|
||
1965-1971 - пассажирский
1971-1977 - буфет |
После переоборудования в
буфет получил номер 015 |
353
|
1967-1971
|
||
326
|
1965-1971 - пассажирский
1971-3.1977 - техпомощь |
После переоборудования в
техпомощь получил номер 016 |
354
|
1967-1971
|
|
1965-1971
|
СМЕ 327-328 в 1970г.
|
355
|
1967-1971
|
||
328
|
1965-1971
|
СМЕ 327-328 в 1970г.
|
356
|
1967-1971
|
|
329
|
196?-1971
|
357
|
1967-1971
|
||
330
|
196?-1971
|
|
-- | -- | -- |
* 196? в годе выпуска обозначает, что точный год выпуска неизвестен, известен лишь промежуток - 1964-1967гг.
При этом троллейбусы 1964-1965г.в. эксплуатировались в троллейбусном депо №1, а 1966-1967г.в. в троллейбусном депо №2
** Некоторые машины были переоборудованы в буфеты, техпомощи, учебные и т.п. Машины, находившиеся на балансе депо №1 после переоборудования получали номера 0хх. Известно о существовании машин 015-018, однако точные "пассажирские" номера большинства из них неизвестны. Машины, находившиеся на балансе троллейбусного депо №2, продолжали работать под старым номером.
*** Машины Киев-2 и Киев-4 1964-1965гг. выпуска состояли на балансе троллейбусного депо №1, 1966-1967гг. выпуска на балансе троллейбусного депо №2
****В августе 1970 года на улицы Харькова вышла экспериментальная СМЕ из троллейбусов 327-328. Система проработала до конца 1970 года и была расцеплена. Жёлтым цветом выделена пара машин, работавших по СМЕ
Источники
- Музей рабочей славы ХКП "ГорЭлектроТранс"
- Материаллы газеты "Вечерний Харьков"
- "Харьков Транспортный"