|
||||||||||
|
ЗиУ-682В - дальнейшее развитие модели ЗиУ-682 Троллейбусы Зиу-682В сменили на конвейере более старую версию 682Б. Этой модели было суждено стать наиболее массовым троллейбусом, ЗиУ-682В работают во многих странах мира – от стран бывшего СССР до Аргентины и Греции. За время серийного производства – с 1975 по 1990 год - внешний вид ЗиУ-682В менялся неоднократно. Был убран четвёртый вентиляционный люк, изменена светотехника, форма ступенек под лестницей сзади, уровень пола на задней площадке и многое другое. В Харьков ЗиУ-682В начали поступать в 1976 году. Машины поступали сначала в третье, с 1978 - в первое, а с 1980 года и во второе троллейбусное депо. Довольно быстро они стали основой подвижного состава нашего города, и именно с этими машинами у харьковчан ассоциируется слово «троллейбус». Всего в Харьков было поставлено более 500 троллейбусов этой модели. Они получили номера 76-119, 501-646 (1 депо), 201-219, 240-319 и 4хх (3 депо) и 710-8хх, 921-989 (2 депо). В 1990-х большинству машин с пониженной задней площадкой на ХЗЭТе был проведён капитальный ремонт, в ходе которого задняя площадка поднималась. Это были машины 4хх, 7хх, 9хх серий. В середине 1980-х годов некоторые ЗиУ-682В были переоборудованы в буфеты. У этих троллейбусов заваривалась средняя дверь, внутри устанавливалась кухня, холодильник, а так же столики. Всего в городе работало около полутора десятков буфетов, все они были списаны в конце 90-х – начале 2000-х годов. В Харьков было поставлено четыре модификации ЗиУ-682В. Это были машины ЗиУ682В (ХТИ 682В00), ЗиУ-682В0А (ХТИ 682В012) и ЗиУ-682В0В (ХТИ 682В013), а так же менее десятка машин ЗиУ-682В1 (ХТИ 682В10) ЗиУ-682В (ХТИ 682В00) Машины этой модификации выпускались в 1975-1989 годах. За время серийного выпуска они преображались несколько раз:
Сейчас подавляющее большинство машин ЗиУ-682В00 работает на маршрутах троллейбусного депо №2. Из-за солидного возраста на ходу всего две машины этой модификации. Маршрутная, 815, и учебная, 0201. Это учебный троллейбус 2 депо, последняя ходовая машина с поворотниками-«лодочками». К сожалению, после проведения капитального ремонта на ХЗЭТ первозданный вид машины безвозвратно утерян - заменена задняя стенка, верхние габариты, боковые указатели поворота. ЗиУ-682В0А (ХТИ 682В012) Эта модификация выпускалась в 1988-1990 годах. От машин ЗиУ-682В00 внешне они отличались только новым кожухом радиореакторов – он стал плоским, с острыми краями. Кроме того, изменилось расположение насоса гидроусилителя руля. Теперь масло доливается с улицы, а не из кабины, что позволило избежать "выплёвывания" излишков масла в кабину. Большинство ЗиУ-682В в Харькове относятся именно к этой модификации. В конце 1980х годов в троллейбусном депо №3 был проведён эксперимент. На 24 маршрут вышли две системы из троллейбусов ЗиУ-682В0А. Это были машины 243-244 и 259-260. На этих машинах была увеличена кабина (по типу стажёрской), а на "торпеде" было шесть лампочек позиций ГРК и индикации дверей. Эти системы проработали в паре вплоть до прихода в депо машин Rоcar E217 в 1995-1996 годах. После этого троллейбусы были расцеплены, вторые машины систем переоборудованы в самостоятельные. Последней из этих машин оставалась 243, работавшая до 2011 года. Об её прошлом напоминали вывод кабелей на крышу, нестандартное расположение поручней в передней части и дополнительная буксировочная серьга на задней стенке троллейбуса. ЗиУ-682В0В (ХТИ 682В013) Эти троллейбусы выпускались всего менее года – с середины 1990 по январь 1991 года. От машин ЗиУ-682В0А пневмоприводом дверей. В Харьков было поставлено около десятка таких машин – это некоторые машины ЗиУ-682В 3хх серии (309, 313 и др.), а так же несколько машин из 1 депо. Эти машины были переданы во второе депо в декабре 2006 года и (кроме 879) были списаны осенью 2009 года.
ЗиУ-682В1 (ХТИ 682В10) представляют собой «горную» версию ЗиУ-682В и оборудованы ТЭДом мощностью в 150кВт. Ещё одной отличительной особенностью ранних ЗиУ-682В1 является система торможения – в них 4 тормозных позиции. Это довольно часто приводило к ошибкам водителей, ведь в этих машинах левая педаль переключала ГРК на режим торможения, а уже правая переключала позиции. Позже управление тормозными позициями было перенесено на левую педаль. Единственное внешнее отличие этих машин – перед средней дверью находится дополнительный технологический люк для обслуживания отсека с дополнительным оборудованием ЯР-29А. В зависимости от года выпуска машины так же получали разную светотехнику, уровень пола и т.п., при чём эти изменения проводились параллельно на модели В** и В10. Не смотря на это, машины В10 не различались на В1А и В1В. В Харьков было поставлено менее десятка машин ЗиУ-682В1, все - в депо №1. Эти машины работали на «Баварских» тяжелопрофильных маршрутах. Достоверной информации об эксплуатации этих машин после расформирования депо №1 нет.
Существовали также более редкие модификации: ЗиУ-682С, ЗиУ-682Ф, а также экспортные модификации.
Троллейбусы ЗиУ-682В были сняты с производства лишь 1 февраля 1991 года, уступив место более комфортной и современной, однако намного менее надёжной модификации ЗиУ-682Г00. Стоит отметить, что из-за слабой рамы во многих городах машины ЗиУ-682Г00 списываются раньше, чем 682В**. За 25 лет серийного производства было выпущено около 37 тысяч машин ЗиУ-682Б и В (так, в Харькове есть машина с серийным номером 00036767, это машина 879), и это бесспорный лидер производства, самый массовый троллейбус всех времён и народов.
Андрей Шевченко, специально для сайта "Харьковский троллейбус"
Автор статьи выражает благодарность администрации интернет-сообщества «Малоизвестные отечественные трамваи и троллейбусы» за собранный ими уникальный фотоматериал, использованный в данной статье
|
Авторская группа сайта © 2009-2015. Мы работаем для Вас! |