Годы серийного выпуска: 1938 - 1941 |
|
Годы поставки в Харьков: ЯТБ-4: 03.1939 - 1941 ЯТБ-4А: 1944 |
|
Годы эксплуатации в Харькове: 1939 - 1961 (1964) |
Проектирование ярославских троллейбусов было начато осенью 1935 года. Директор завода В. А. Еленин с большой ответственностью отнесся к организации выпуска новой продукции, выделил максимум из весьма ограниченных производственных площадей. Под новое дело использовали помещения ФЗУ — фабрично-заводского училища. Обойный участок разместили в раздевалке, жестяницкую — в литейной мастерской, компрессоры пневматического привода тормозов собирали в красном уголке инструментального цеха, кузова — во дворе завода, под навесом. В сжатые сроки для проектирования кузова организовали специальное КБ, руководить которым поручили инженеру В. В. Осепчугову, а для обеспечения серийного выпуска — смежные производства: тормозного и электрооборудования, колёс, шин, резиновых изделий и др. Деревянный кузов проектировали конструкторы Крашенинников, Васильев, Хренов, а раму — Брейтовский. В ноябре 1935 г. спроектировали дисковый стояночный тормоз, взяв за основу от грузовика ЯГ-6, и двухбарабанные тормоза колёс. Одновременно с проектированием изготавливали кузова двух опытных образцов, сдвоенные пассажирские сидения и кресло водителя с регулировкой высоты и перемещением вперёд, другие агрегаты. Также в проектировании оборудования для будущего троллейбуса занимались специалисты НАТИ и завода «Динамо» имени С. М. Кирова. Конструкторское бюро ЗиСа сыграло значительную роль в разработке троллейбуса.
Список ЯТБ-4 и ЯТБ-4А, работавших в Харькове
В конце 1940-ых в Тушино был начат выпуск троллейбусов МТБ-82. Более вместительные и современные машины уже к концу 50-ых вытеснили ЯТБ с улиц большинства городов. Последние экземпляры ЯТБ исчезли с маршрутов в середине 60-ых. Долгое время считалось, что ни одного экземпляра этих троллейбусов не сохранилось, однако в 2000 году в селе Ленинградской области был обнаружен кузов троллейбуса ЯТБ-1. уникальная машина была восстановлена и уже 15 мая 2004 года вышла на улицы Санкт-Петербурга, став действующим экспонатом музея городского транспорта "северной столицы". |
Парк. № | Годы эксплуатации | Примечания | Парк. № | Годы эксплуатации | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
ЯТБ-4
|
|||||
50 | 5.1939 - 2.1954 | 65 | 11.1939-195? | ||
51
|
5.1939-1954
|
11.1939-1954 - пассажирский
1954-1964 - грузовой |
|
||
5.1939-7.1956
|
передан в Запорожье
|
67
|
11.1939-7.1961
|
||
5.1939-1954
|
68
|
1940-195?
|
|||
54
|
5.1939-1954
|
69
|
1940-1941
|
||
5.1939-1954 - пассажирский
1954-1964 - грузовой |
|
70
|
1940-1941
|
||
56
|
5.1939-1954 - пассажирский
1954-1963 - учебный |
71
|
11.1939-195?
|
||
57
|
5.1939-1941
|
72
|
1940-1941
|
||
58
|
5.1939-7.1956
|
передан в Львов
|
73
|
1940-1941
|
|
59
|
5.1939-7.1956
|
передан в Алчевск
|
74
|
1940-1941
|
|
60
|
11.1939-195?
|
75
|
1940-1941
|
||
11.1939-195?
|
76
|
1940-1941
|
|||
62
|
11.1939-195?
|
||||
11.1939-195?
|
|||||
64
|
11.1939-195?
|
||||
ЯТБ-4А
|
|||||
80
|
1941-1944 - Алма-Ата
1944-1961 - экспл. |
83
|
1941-1944 - Алма-Ата
1944 - восстановление |
передан в другой
город в 1944 году |
|
1941-1944 - Алма-Ата
1944-1961 - экспл. |
|
84
|
1941-1944 - Алма-Ата
1944 - восстановление |
передан в другой
город в 1944 году |
|
82
|
1941-1944 - Алма-Ата
1944 - восстановление |
передан в другой
город в 1944 году |
85
|
1941-1944 -Алма-Ата
1944 - восстановление |
передан в другой
город в 1944 году |
* 195? вместо даты списания обозначает, что точная дата списания неизвестна, ориентировочно в промежуток со второй половины 1954 до конца 1960 года
** Все троллейбусы ЯТБ-4 и ЯТБ-4А находились на балансе депо №1
***Часть машин ЯТБ-4 и все ЯТБ-4А в начале 1950-х гг. прошли модернизацию-в них были установлены новые окна и маршрутоуказатели, аналогичные установленным на машинах МТБ-82Д
==Источники:==
- Музей рабочей славы ХКП "ГорЭлектроТранс"
- Фотографии c фотовыставки, посвящённой дню освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков
- Фотографии машин на сайте "Харьков транспортный"