Годы серийного выпуска: 1994 - 1998 |
|
Годы поставки в Харьков: 11.1995 - 01.1996
|
|
Эксплуатация в Харькове: 11.1995 - 10.2013 (временно приостановлена) с 15.08.2014 |
В 1956 году в Румынии был основан автомобильный завод M.T.D. Тогда предприятие занималось выпуском небольших автобусов M.T.D., автобусов и троллейбусов TV-2, TV-7, TV-20, TV-71. Позже начался выпуск нового семейства – Roman. Невероятно красивые, в стиле того времени, эти автобусы и троллейбусы перевозили пассажиров по внутренним маршрутам Румынии не один десяток лет.
В 1980 году начался выпуск автобусов и троллейбусов DAC 112, и DAC 117 (1 цифра обозначала семейство, вторая и третья – длину кузова в метрах).
В 1982 году завод получил заказ на производство троллейбусов ОБВ для столицы УССР – города Киева. В Киев поступило несколько образцов DAC 117, после чего их конструкция была значительно доработана под требования заказчика, и лишь в 1986 году Киев начал получать первые машины. Так появился DAC-217Е, сертифицированный для работы в городах СССР. В отличие от 117-ой модели, уровень пола в салоне вырос на 30 сантиметров. В целом троллейбус выгодно отличался от отечественных моделей - салон был оборудован мягкими кожаными диванами, на поручнях висели ремешки для низкорослых пассажиров. Независимая подвеска обеспечивала необычайную плавность хода, которой не мог похвастаться ни один отечественный троллейбус того времени. Всего троллейбус мог перевозить до 156 человек, из них 39 – сидя.
Румынские гармошки долгое время поставлялись только в Киев. Лишь в 1989 году появилась возможность закупить такие машины и у Харькова.
50 троллейбусов поступили в наш город в течение 1989 года, чем вызвали настоящий фурор у горожан – ведь это была первая сочленённая модель троллейбуса в Харькове. Эти машины поступили в первое (120-149) и третье (239-220, нумерация шла в обратную сторону) депо. Ещё одна машина пришла в город в 1990 году. Итого Харьков и Киев – единственные города СССР, закупившие румынские троллейбусы.
С 1994 года DAC-217Е стали выпускаться под маркой Rocar E217. Салон был значительно упрощён – установлены пластиковые антивандальные сидения, исчезли ремешки на поручнях и многие другие мелочи. Было выпущено чуть больше тридцати Rocar E217, из них в Харьков попали 28 машин 1995-1996 года выпуска.
Интересно, что эти машины попали в Харьков случайно - в качестве бартерного расчёта за поставленную НПО "Турбоатом" продукцию.ROCAR E217- сочлененный 16.89-метровый троллейбус, выпускавшийся на Бухарестском заводе концерном ROCAR-DAC в 1994-1998 годах. Всего же троллейбусы Rocar Е217 работают в четырёх городах мира-Харьков, Пьятра-Нямц, Тимишоара и Клуж-Напока (Румыния).
Некоторые детали этого троллейбуса были напрямую взяты из популярных моделей Ikarus 280 и Ikarus 283. Троллейбус длиной 16.89 метров, шириной «привычные» 2.50 метра и высотой 3.58 метров. Троллейбус двухсекционный. Лобовое стекло разделено надвое (что было характерно для моделей 1980-х), стеклоочистители рычажные. Модель высокопольная, высота пола салона над проезжей частью около 80 сантиметров. На передке - несварной чёткоочерченный бампер с буксировочным устройством. Выше распологается вентиляция контакторной панели, осветительные приборы-две одинарные фары с каждой стороны и 6-8 габаритных огней по бортам. Электрооборудование традиционно находится в прицепе. В салоне может разместиться до 156 человек, 39 мест - сидячих. Троллейбус четырехдверный, двери открываются элктроприводом, двухстворчатые. 1я створка передней двери ведёт в кабину и открывается отдельно (формула 1+1-2-2-2). Сидения троллейбуса Rocar одинарные, пластиковые. Троллейбус оборудован большим количеством поручней. В первой секции может расположиться до 90-100 человек, во второй-около 60 человек. Высота потолка-около 2 метров. Вентиляция в салоне осуществляется через люки в потолке и раздвижные форточки, расположенные в каждом втором окне. Кабина водителя - нечто среднее между кабиной ЗИУ, Skoda и Икарус. Эта модель имеет педаль сцепления, но она используется, как пневматический тормоз. Педаль электродинамичского тормоза расположена рядом с ходовой педалью, справа от рулевой колонки. Троллейбус имеет двигатель TN81 и мощностью в 175 киловатт. Подвеска троллейбуса независимая, ведущий мост производства фирмы AB.
Достоинства модели
* Большая пассажировместимость троллейбуса, предназначенного перевозить особенно большие массы пассажиров
* Возможность стоять в узле сочленения без риска, поскольку изгиб узла происходит плавно
* Плавное торможение и разгон
* Три системы торможения дают небольшой тормозной путь
* Возможность значительно (почти на 5 метров) отклоняться от контактной сети
* Простая конструкция дает повышенный срок работы машин, не менее 15-20 лет службы без ремонта ходовых частей и кузова
Недостатки модели
* Высокий пол
* Сильная жара в салоне при высокой загрузке
* Сильный шум двигателя
Первые троллейбусы Rocar пришли в 3е депо в 1995 году. Всего поступило 28 машин, распределённых между Депо№1 (8 машин, номера 1001-1008) и Троллейбусным депо №3 (20 машин, номера 3001-3020). По состоянию на 2009 год все машины состояли на балансе троллейбусного депо №3 и работали на 2, 24, 34, 40, 45, 46 маршрутах города под номерами 3001-3028
С 2011 года производится планомерный вывод из эксплуатации и списание троллейбусов. Последний раз троллейбусы этой модели выезжали на маршруты Харькова осенью 2013 года.
В 2014 году были проведены работы по восстановлению троллейбуса 3021. 15.08.2014 машина вновь вышла на маршрут.
Приборная панель | Мотор-агрегат (компрессор и генератор НВЦ) |
Салон | Заводская табличка |