Годы серийного выпуска: 10.2002 - 2009 2009 - 2012 (под индексом 016.04) 2013 |
|
Годы поставки в Харьков: 29.12.2006 - 02.2008 |
|
Эксплуатация в Харькове: с 11.01.2007 |
ЗиУ-682Г-016.02 - следующий этап развития культовой 682-ой модели. Эта версия выпускается с октября 2002 года. От предыдущих её отличает вынос электрооборудования на крышу и в специальный отсек, находящийся за спиной водителя, над левым передним куполом. Ручной тормоз стал пневматическим, а мотор-генератор, питающий НВЦ, заменён статическим преобразователем напряжения.
На троллейбусе выполняется повышенная антикоррозионная защита кузова, включающая применение токопроводящих грунтов фирмы "SIKKENS" в нахлесточных сварных соединениях, фосфатного защитного покрытия, а также дополнительного покрытия основания, боковин, передка и задка защитным покрытием DINITROL-4941 фирмы "DINOL SAB" и герметизация ряда ответственных мест кузова материалами DINITROL-3641. Окраска троллейбуса материалами фирмы "SIKKENS", цвет окраски по согласованию с заказчиком, по умолчанию - белый с синей или голубой юбкой. Салон оборудован комфортабельными сиденьями, а два пассажирских места предназначены для перевозки инвалидов с ограниченной подвижностью. Эти места оснащены кнопкой звукового сигнала водителю и дополнительным поручнем. Внутреннее освещение пассажирского помещения осуществляется люминесцентными светильниками, имеющими режимы полного, частичного и аварийного освещения. Кроме того, устанавливается новая пластиковая лобовая маска и планетарные двери с системой противозащемления и блокировкой хода при открытых дверях. Кроме того, кнопки экстренного открывания дверей теперь есть и снаружи.
С 2004 года доступна модификация 016.03 - с несущими конструкциями кузова из открытого швеллера, что значительно увеличивает срок службы троллейбуса. В остальном 016.02/016.03 практически не отличаются от базовой 016-ой версии.
Интересно, что по желанию заказчика возможно расширение передней двери. В таком случае передняя дверь занимает весь передний свес, а контакторная панель переносится в увеличенный по сравнению с узкодверной модификацией отсек за кабиной водителя. Эта опция в своё время была популярна в Москве, а в 2007 году семь таких машин заказал Ростов, а в 2010 году 5 таких машин поступило в Калугу и 3 в Хабаровск, при этом Хабаровские машины оборудованы ТрСУ "Чергос".
С 2009 года выпуск 016.02 и 016.03 прекращён. Вместо этого с обновлённой заводской нумерацией начат выпуск ЗиУ-682Г-016.04. Кроме того, стала доступна ещё одна версия - ЗиУ-682Г-016.07. Эти машины имеют общую с 016.04 нумерацию и отличаются системой управления - ТрСУ "Чергос" вместо стандартной реостатно-контакторной. Пока что выпущен только один троллейбус - зав.номер 311 для Мурманска. Интересно, что в 2013 году была выпущена мелкая (11 машин) партия классических 016.02 под индексом 016.02, а не 016.04.
В 2006 году новое руководство города объявило о планах на треть обновить троллейбусный парк Харькова. Выбор был остановлен на ЗиУ-682Г-016.02. 29 декабря 2006 года в город поступили первые машины, а всего до весны 2008 года было поставлено 90 троллейбусов. Все они с завода имели белую окраску с синей юбкой. Исключение составила машина 3318 (у неё юбка была окрашена светло-голубым цветом вместо синего). Кроме того, на бортах машин 3301-3305 был нанесён герб Харькова. К концу 2011 года заводская схема окраски уже не была сохранена ни на одном троллейбусе - некоторые получили коммерческую рекламу, а большинство - окраску "Харькову 356 лет", "Любить Харьков - работать для людей". Интересно, что изначально на этих машинах была символика Партии Регионов, но буквально спустя месяц она была снята. Последним троллейбусом в этой рекламе стал 3327, на котором патриотические лозунги провисели аж до весны 2013 года.
Приходившие машины выходили на маршрут практически сразу. Исключение составила машина с бортовым номером 2341. Из-за заводского брака статического преобразователя она простояла в депо почти два года, и лишь летом 2009 вышла на маршруты. При этом статический преобразователь был заменён на мотор-генератор от более старой ЗиУ. Позже мотор-генератор получила машина 2335 (2010г.). В качестве временного решения проблемы мотор-генераторы устанавливались на машины 2309 и 2321.
С 2014 года троллейбусы депо №2 проходят плановый средний ремонт. В ходе ремонта троллейбус разбирается до основания, производится замена отработавших свой срок силовых элементов кузова. Затем полностью заменяется обшивка кузова, пол в салоне. В ходе ремонта убирается место кондуктора, что значительно повышает вместимость и удобство салона. Заменяются элементы пневмосистемы, частично - элементы оборудования. Завершается ремонт окраской троллейбуса автоэмалью. Такой ремонт прошли машины 2346 (02.2014), 2323 (09.2014), 2338 (02.2015), 2325 (03.2015), 2332 (07.2015), 2333. Обновленные машины ещё не один год послужат харьковчанам и гостям города
Кроме этого, на троллейбусах депо №2 внедрено несколько рац.предложений. Например, воздух в пневмосистему теперь поступает из салона, что практически исключает попадание пыли/грязи и влаги в систему.
Иллюстрации:
1 - Максим Наумов
2 - Влад Попов (КТМ)
3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16 - Андрей Шевченко
7 - Владислав
12 - Андрей Конищев