ЗиУ-682 (Зиу-9) – советский, а позже и российский троллейбус большой вместимости. Серийно производится в г. Энгельс на Заводе имени Урицкого («ТролЗа») с 1972 года. За более чем 40 лет серийного выпуска создано несколько десятков модификаций, адаптированных для работы в различных условиях. Всего выпущено более 45 тысяч троллейбусов ЗиУ-682, а технические решения легли в основу других моделей троллейбусов (АКСМ-101, Нижтролл и др). Троллейбусы ЗиУ-682 работают без преувеличения по всему миру – от Южной Америки до Европы, Азии и Дальнего Востока.
1. Предыстория, разработка. Первые экземпляры ЗиУ-9А, ЗиУ-682Б.
ЗиУ-5Е
В середине 1960-х годов стало ясно, что машины ЗиУ-5 уже не справляются с пассажиропотоками. Проводились эксперименты по «врезанию» средней двери, (так родился ЗиУ-5Е) однако это не помогло решить проблему огромной нагрузки на передний мост. Потому в 1965 году на заводе имени Урицкого начата разработка нового троллейбуса – ЗиУ-9.
ЗиУ-9А №5001
Первые две машины ЗиУ-9А сошли с конвейера в 1969 году и поступили на испытания в Москву, где получили номера 5000 и 5001. Новый троллейбус получил принципиально новый «модный» прямоугольный кузов, широкую заднюю и среднюю двери и в два раза уже – переднюю. На задней площадке был создан большой накопитель. Было применено множество новых технических решений.
Первый экземпляр ЗиУ-682Б
По результатам испытаний в машину были внесены как внешние, так и внутренние изменения, и уже в 1972 году троллейбусы с индексом ЗиУ-682Б разошлись по всему СССР. Эти машины отличались пониженным уровнем пола на задней площадке и электрическими штангоуловителями. Основными недостатками модели считалась неудобная передняя дверь и сильный шум от мотор-генератора. Кроме того, осуждалась система отопления салона от горячего воздуха, поступающего с системы воздушного охлаждения блока пуско-тормозных реостатов. Если в середине салона было довольно тепло (а иногда металлические части буквально раскалялись), то на задней площадке температура была близка к уличной
На новые троллейбусы устанавливались двигатели ДК-207, а с 1973 года – ДК210. Подвеска на первых машинах была пневматической, как у междугородних автобусов Setra или Neoplan, однако почти сразу была упрощена до пневморессорной.
В 1974 году произошли первые внешние изменения – угловатые колёсные арки были заменены на скруглённые.
2. ЗиУ-682В
ЗиУ-682В второй половины 70-ых
С незначительными доработками в 1975 году модель была заменена новой – ЗиУ-682В. При этом продолжилась заводская нумерация ЗиУ-682Б. Этой модели было суждено стать наиболее массовым троллейбусом, ЗиУ-682В и его модификации работают во многих странах мира – от стран бывшего СССР до Аргентины и Греции.
Модификации ЗиУ-682В:
Машины этой модификации выпускались в 1975-1989 годах. За время серийного выпуска они преображались несколько раз:
- в 1978 году изменена конструкция подножек под лестницей на задней стенке
- в 1978 году исчез 1-ый люк в салоне и люк в кабине
- в 1980 году изменено расположение форточек (теперь они стали устанавливаться в каждом втором окне, а не в каждом)
- в 1983 году изменены верхние и габариты, поднят уровень задней площадки
- в 1985 году обновлена светотехника – вместо передних, задних и боковых «лодочек» установлены новые квадратные фонари.
Эта модификация выпускалась в 1988-1990 годах. От машин ЗиУ-682В00 они отличались новым двигателем – ДК-213 мощностью 115кВт. Тогда же был убран динамик с перегородки кабины водителя.
В 1989 году на троллейбусы начал устанавливаться новый кожух радиореакторов – плоский с острыми краями. Тогда же был изменён гидроусилитель руля – теперь насос располагался ближе в левому борту, и заливка масла производилась с улицы, а не из кабины.
Эти троллейбусы выпускались всего менее года – с середины 1990 по январь 1991 года. От машин ЗиУ-682В0А пневмоприводом дверей.
ЗиУ-682В1 (ХТИ 682В10) представляют собой «горную» версию ЗиУ-682В и оборудованы ТЭДом мощностью в 150кВт. Ещё одной отличительной особенностью ранних ЗиУ-682В1 является система торможения – в них 4 тормозных позиции. Это довольно часто приводило к ошибкам водителей, ведь в этих машинах левая педаль переключала ГРК на режим торможения, а уже правая переключала позиции. Позже управление тормозными позициями было перенесено на левую педаль. Единственное внешнее отличие этих машин – перед средней дверью находится дополнительный технологический люк для обслуживания и вентилирования дополнительного блока ПТР. В зависимости от года выпуска машины так же получали разную светотехнику, уровень пола и т.п., при чём эти изменения проводились параллельно на модели В** и В10. Не смотря на это, машины В10 не различались на В1А и В1В. Заводская нумерация велась в отдельной серии
Существовали также более редкие модификации ЗиУ-682В: ЗиУ-682С, ЗиУ-682Ф, а также экспортные модификации.
ЗиУ-682С представляет собой «Северный» вариант ЗиУ-682В. Машина была создана в 1980 году и оборудована дополнительной теплоизоляцией и отопителями, двойными люками и стёклами, благодаря чему способна работать при температурах до -60 градусов. Заводская нумерация отдельная. Забавно, что одна из таких машин (зав.6, 1986г.в.) почему-то оказалась в Одессе..
Часть троллейбусов, экспортируемых в 70-80 годы за пределы СССР, имели отдельные обозначения модификаций:
- ЗиУ-682УА (1980-1988) – Аргентина, Казахстан
- ЗиУ-682УВ (1976-1987) – Венгрия
- ЗиУ-682УП (1981-1986г.в.)- Польша, Болгария
- ЗиУ-682УЮ/ЗиУ-682Ю10 (горный) (1979-1985) – Югославия
- ЗиУ-682УГ – Греция
- ЗиУ-682ТВ (1985) – Колумбия
Эти машины имели отличия от обычных – так, в троллейбусах для Греции сидения на надколёсных куполах располагались боком, в некоторых комплектациях отсутствовала перегородка кабины, устанавливалась изменённая светотехника и т.д.
ЗиУ-682УВ
ЗиУ-682УЮ
ЗиУ-682ТВ
ЗиУ-682УП
ЗиУ-682Ф была создана в единственном экземпляре – это ЗиУ-682В с асинхронным приводом. Информации о её работе на регулярных пассажирских маршрутах нет.
Салон ЗиУ-684
ЗиУ-684 была оборудована тиристорно-импульсной системой управления. Было выпущено всего две машины в 1983 году, они работали в Москве, №№5839-5838, позже 1264-1265)до конца 1980-ых гг. Их судьба неизвестна. В этих троллейбусах были применены некоторые решения, использовавшиеся в дальнейшем при создании ЗиУ-682Г, например новые сидения и компоновка салона 2+1, при этом одиночые сидения для облегчения уборки пола крепились консольно. Был повыше уровень пола на задней площадке, таким образом пол стал ровным по всей длине салона.
ЗиУ-682 для Индии
Более того, специально для Индии на заводе имени Урицкого собрали ЗиУ-682В, предназначенную для работы на дорогах с левосторонним движением.
Троллейбусы ЗиУ-682В были сняты с производства лишь 1 февраля 1991 года, уступив место более комфортной и современной, однако намного менее надёжной модификации ЗиУ-682Г00. За 25 лет серийного производства было выпущено около 37 тысяч машин ЗиУ-682В (так, в Харькове есть машина с серийным номером 00036767, это машина 879), и это бесспорный лидер производства, самый массовый троллейбус всех времён и народов.
3. ЗиУ-682Г
ЗиУ-5257
В конце 1980-х годов стало ясно, что троллейбусы ЗиУ-682В уже устарели. Тогда было поручено начать разработка новой модели троллейбуса. Разрабатывалось много интересных машин, например ЗиУ-5257 разработки ЗиУ, или ЗиУ-6202, разработанный Львовским ВКЭИА в 1985 году. Оба этих троллейбуса были построены в кузове ЛиАЗ-5256.
ЗиУ-6202
Известно о существовании одного экземпляра ЗиУ-5257 (проходил испытания в Энгельсе) и двух ЗиУ-6202 (испытывались во Львове). Конечно, появление таких троллейбусов в серийном производстве полностью изменило бы ход истории отечественного троллейбусостроения, т.к. классический кузов ЗиУ-9 остался бы в глубинах истории, и не стал основой для большинства отечественных троллейбусов ещё на два десятка лет. Однако по различным причинам от начала серийного производства новых машин отказались, и дальнейшее развитие модельного ряда пошло по самому простому пути – модернизировать существующий ЗиУ-682.
В 1990 году «новый» троллейбус ЗиУ-682Г00 был продемонстрирован. По сравнению с ЗиУ-682В изменениям подверглись:
- компоновка салона – по левому борту установлены одноместные сидения, спинки сидений другой, более удобной формы
- приборная панель – все переключатели, кроме дверей и стеклоочистителей перенесены на панель под окном слева. К слову, эта панель устанавливается до сих пор
- дверь в кабину стала шире в два раза
- изменилась трассировка высоковольтного кабеля на крыше
- спереди, под лобовым установлен воздухозаборник системы отопления
- изменилась конструкция силовых элементов кузова
ЗиУ-682Г00
1 февраля 1991 года троллейбус был поставлен на конвейер. Заводская нумерация началась с номера 1 и продолжалась до 2009 года за некоторыми исключениями (см.ниже). Основным недостатком этого троллейбуса называют облегчённую раму. Из-за этого машины Зиу-682Г00 начинали списывать уже в конце 90-х годов, ведь деформация рамы возникала довольно быстро. Нередки случаи, когда более старые ЗиУ-682В пережили большинство Г00.
4. Модификации ЗиУ-682Г 1990-ых гг. разработки и их современные версии
1990-е годы надолго запомнились нашим соотечественникам. Кризис охватил все сферы деятельности, в том числе и общественный транспорт. Впервые Заводу имени Урицкого, не знавшему доселе конкуренции, пришлось подстраиваться под требования рынка, дабы получить хотя-бы минимальные заказы. Тогда в производство были запущены такие модификации известной модели ЗиУ-682Г00:
- ЗиУ-682ГН. Учебная версия с расшитой кабиной и местом инструктора. Заводская нумерация общей серии.
- ЗиУ-682Г10. Горная версия. оснащена тяговым двигателем мощностью 175кВт. Заводская нумерация отдельная
- ЗиУ-682Г-012 (XTU682Г0А). Выпуск этих машин был начат в 1993 году, и они практически не отличались от своего предшественника. Всего за 1993-01.2003 было выпущено около тысячи троллейбусов. Заводская нумерация общей серии
- ЗиУ-682Г-013 (XTU682ГК). В 1997-2000 годах было выпущено всего 13 таких троллейбусов. Они отличались тонированными окнами и форточками в каждом окне, а так же устройством контроля изоляции и модернизированной пневмосистемой. Заводская нумерация общей серии
- ЗиУ-682Г-014 (XTU682Г0Е). В 1998-2000 годах было выпущено около сотни этих троллейбусов. Они были оборудованы тонированными окнами с форточками в каждом окне. Заводская нумерация общей серии
- ЗиУ-682Г-015 (XTU682Г0L). Выпущено всего 6 таких троллейбусов в 1997-1998 годах. Все они поступили в Краснодар. На этих машинах впервые были установлены раздельные сидения и новая планировка салона (по левому борту на полу установлено 4 ряда сидений вместо пяти, при этом два ряда – двухместные сидения, а два – одноместные). Заводская нумерация общей серии
- ЗиУ-682Г-016 (XTU682Г0М). Эта модификация была создана в 1999 году и в дальнейшем стала базовой. Была проведена основательная антикоррозийная обработка кузова, а так же установлены привычные сейчас системы безопасности - блокировка хода при открытых дверях, ограничители хода штанг, УКИ и многое другое. Заводская нумерация общей серии
- ЗиУ-682Г-017 (XTU682Г0Н). В 2000-2003 годах было выпущено чуть более 50 троллейбусов этой модели. Почти всё электрооборудование (ГРК, ПТР и быстродействующий выключатель) было вынесены на крышу. Заводская нумерация отдельная
- ЗиУ-682Г-018 (XTU682Г0Р). Около 150 троллейбусов этой модели были выпущены в 2001-2003 и 2006-2007 годах. По сути они ничем не отличалась от Г-016, но шумный мотор-генератор, питающий НВЦ, был заменён современным статическим преобразователем напряжения. Заводская нумерация общей серии
- ЗиУ-682ГП. ЗиУ-682Г-012, выпущенные в 1997-1999 годах и оборудованные пластиковой лобовой маской от троллейбуса Тролза-5264.02 «Столица». Было выпущено всего 6 таких машин, которые поступили в Москву и проработали до 2004-2009 гг.. Заводская нумерация общей серии
ЗиУ-682Г-016
С 2002 года модель ЗиУ-682Г-016 принята за базовую. Таким образом, вне зависимости от заказанной комплектации брался кузов ЗиУ-682Г-016, который и приводился к требованиям заказчика. При этом на заводской табличке указывалась модель XTU682G0M, а троллейбус получал двойной индекс, где вторая часть обозначала комплектацию. Например, троллейбусы, поступившие в Харьков в 2002 году, имеют двойной индекс ЗиУ-682Г-016(012), который расшифровывается так: «кузов ЗиУ-682Г-016, комплектация упрощена до ЗиУ-682Г-012«.
Таким образом, с 2002 года из модификаций 1990-х гг разработки на конвейере остались следующие модели:
- ЗиУ-682Г-016(012)
- ЗиУ-682Г-016(017)
- ЗиУ-682Г-016(018)
Более того, с 2005 года на эти машины возможна установка пластиковой лобовой маски от ЗиУ-682Г-016.02. В таком случае к индексу добавляется буква П, например ЗиУ-682Г-016(018)П.
С 2009 года на троллейбусы модификаций 016(012) и 016(018) пластиковая лобовая маска устанавливается в обязательном порядке. При этом троллейбусы получили новый индекс ЗиУ-682Г-016.05 и новую заводскую нумерацию (с №1).
5. Новые модели, созданные на базе кузова ЗиУ-682
ЗиУ-5258. Отличия от базового ЗиУ-682Г неизвестны. Известен лишь один троллейбус этой модели, хотя выпущено было минимум 4.
ЗиУ-52642
ЗиУ-52642. Чуть менее 20 троллейбусов 1995-1998г.в. Кузов ЗиУ-682, сидения и потолочные люки ЛиАЗ. Тонированные окна, планетарные двери, вынесенное на крышу электрооборудование. ТИСУ.
ЗиУ-52643. Совместная разработка Тролза, Siemens и завода «Динамо». 1997 год впыука, одна машина. В 1997-98 годах проходил испытания в Москве и Саратове, после чего вернулся на завод. Тиристорно-импульсная система управления Siemens
Тролза "Столица"
526401 «Столица». Прообраз 016.02, но с иной мордой. Было выпущено чуть больше 20 троллейбусов в 1999-2001 годах. Применены многие интересные решения, например дизайн задней части с утопленной лестницей. Установлено блинкерное табло
6. Модификации ЗиУ-682Г 2000-ых гг. разработки и их современные аналоги
ЗиУ-682Г-016.02
ЗиУ-682Г-016.02 – следующий этап развития культовой 682-ой модели. Эта версия выпускается с октября 2002 года. От предыдущих её отличает вынос электрооборудования на крышу и в специальный отсек, находящийся за спиной водителя, над левым передним куполом. Ручной тормоз стал пневматическим, с использованием энергоаккумуляторов; мотор-генератор, питающий НВЦ, заменён статическим преобразователем напряжения.
Внутреннее освещение пассажирского помещения осуществляется люминесцентными светильниками, имеющими режимы полного, частичного и аварийного освещения. Кроме того, устанавливается новая пластиковая лобовая маска и планетарные двери с системой противозащемления и блокировкой хода при открытых дверях.
016.02 с широкой передней дверью
С 2004 года доступна модификация 016.03 – с несущими конструкциями кузова из открытого швеллера, что значительно увеличивает срок службы троллейбуса. В остальном 016.02/016.03 практически не отличаются от базовой 016-ой версии.
016.02 с широкой дверью, вид слева. Виден увеличенный отсек за кабиной - туда переместилась контакторная панель
Интересно, что по желанию заказчика возможно расширение передней двери. В таком случае передняя дверь занимает весь передний свес, а контакторная панель переносится в увеличенный по сравнению с узкодверной модификацией отсек за кабиной водителя. Эта опция в своё время была популярна в Москве, а в 2007 году семь таких машин заказал Ростов.
016.04 в кузове 5264.05. Рязань
С 2009 года выпуск 016.02 и 016.03 прекращён. Вместо этого с обновлённой заводской нумерацией (с №1) начат выпуск ЗиУ-682Г-016.04. Интересно то, что в 2009 году для Рязани под индексом была выпущена партия 016.04 с кузовами от 5264.05 «Слобода» (зав. 102-114).
Кроме того, с 2009 года стала доступна ещё одна версия – ЗиУ-682Г-016.07. Эти машины имеют общую с 016.04 нумерацию и отличаются системой управления – ТрСУ «Чергос» вместо стандартной реостатно-контакторной. Пока что выпущен только один троллейбус – зав.номер 311 для Мурманска.
В 2012 году индекс 016.07 был присвоен троллейбусам «Слобода». При этом выпуск классических ЗиУ-682 практически прекращён ввиду отсутствия заказов – так, по состоянию на осень 2012 года на заводе находится всего один кузов ЗиУ-682.
7. Выпускаемые в настоящий момент модификации ЗиУ-682
Таким образом, в настоящий момент заводом предлагаются следующие модификации ЗиУ-682:
- ЗиУ-682Г-016.04
- ЗиУ-682Г-016.05
- ЗиУ-682Г-016.07
Всего с 1972 года выпущено около 45 тысяч троллейбусов ЗиУ-682. Это даёт право называть ЗиУ-682 самым массовым троллейбусом в мире. В советское время троллейбус выгодно отличался простотой управления, обслуживания и вместимостью. В 90-ые годы свою роль сыграла универсальность кузова, ведь как показала практика – его можно использовать для установки любого оборудования, а салон можно переоборудовать для различных целей. Известны двухдверные экскурсионные машины, передвижные магазины, буфеты, мастерские. ЗиУ-682 способен выполнить практически любую задачу, а его кузовные, салонные и технические решения родом из 60-ых легли в основу создания многих моделей и модификаций троллейбусов различных производителей на десятки лет вперёд. Ведь ЗиУ – это классика, а классика остаётся актуальной всегда!
Андрей Шевченко, 2013
Автор статьи выражает благодарность администрации интернет-сообщества «Малоизвестные отечественные трамваи и троллейбусы» за собранный ими уникальный фотоматериал, использованный в данной статье
|