Информационное агентство "Status Quo"
Владислав Ксенз
"STATUS QUO", Харьков, 14.10.2013, 12:19
Трамвай - не просто один из видов городского транспорта.
Трамвай - это история, философия, достопримечательность. Конечно, такие
мысли не придут в голову при виде морально и физически устаревшего
вагон, громыхающего по аварийным рельсам. Однако трамвай знаменит еще и
тем, что у него, в отличие от других видов городского транспорта,
нелинейная судьба: расцвет сменяется упадком, но потом может наступить
новый период возвышения.
НачалоТрамвай - самый древний из существующих видов городского транспорта.
Он появился в первой половине XIX века - первоначально на конной тяге.
Электрический трамвай - продукт того же столетия: первый из них начал
курсировать в 1881 году в Германии. Некоторое время трамваи на конной и
электрической тяге остро конкурировали между собой.
Один из ярких примеров такой конкуренции - как раз Харьков. Конка
появилась в городе в 1882 году, принадлежала она
концессионерам-иностранцам и охватывала в основном центр города. А
электрический трамвай возник в 1906 году и был, как и сейчас,
муниципальным. Ездили электрические трамваи больше по окраинам. И хотя
территории, по которым курсировали два вида трамваев, были разграничены,
не обошлось без споров, обид, жалоб и даже силового противостояния. Оно
случилось в 1909 году на месте пересечения новой линии электрического
трамвая с конкой: бельгийцы наняли рабочих, которые должны были помешать
устройству пересечения, и работы были выполнены только после
вмешательства полиции.
Однако в итоге конка дожила лишь до 1920 года, а история трамвая тогда только началась.
Расцвет и упадокОбщепризнанным периодом расцвета трамвая считается время между
мировыми войнами. Именно тогда он был основным видом городского
транспорта и в Европе, и в Америке. Не стал исключением и Советский
Союз, хотя для него, как и для Харькова, это, скорее, период становления
трамвайного движения. Потому как в послевоенной Европе для трамвая
наступило время упадка, а у нас - восстановления и роста.
Развитие харьковского трамвая легко проследить по количеству
городских маршрутов. Так, по состоянию на 1930 год их было 14. Перед
войной эта цифра возросла до 20-ти, а в период послевоенной разрухи
сократилась до 5, после чего медленно, но упорно увеличивалась 60-70-е годы - это эпоха расцвета трамвая в Харькове: в 1960-м было
23 маршрута, 1970-м - 26, а в 1975-м максимальное количество - 32. А
дальше начался спад. Трамвай в 80-х уже считался чем-то устаревающим,
громоздким и неповоротливым по сравнению с прогрессирующим
троллейбусом. В 85-м маршрутов стало 28, динамика пошла по ниспадающей.
В Европе в это время уже господствовали совершенно другие тенденции. Как трамвай вернулся в Париж В странах Европы для трамвая
наступил новый период расцвета. В 40-х годах главной причиной упадка
трамваев стало то, что они мешали активно развивающемуся автомобильному
транспорту. Но спустя несколько десятилетий в европейских мегаполисах
стали буквально задыхаться, а потому начали искать альтернативы. И этой
альтернативой стал списанный уже было на свалку истории трамвай -
экологичный, достаточно тихий и надежный городской транспорт.
Яркий пример возрождения трамвая - Париж. Здесь первые трамваи
появились еще в 1855 году, а в начале XX века он имел почти тысячу
километров трамвайных линий. Однако уже в 1920-х годах началась
постепенная деградация, и от трамвая решительно избавились еще до войны:
последняя линия была закрыта в 1937 году.
Прошло 50 лет, и стало ясно, что только путем строительства новых
дорог и новых линий метро транспортную проблему города не решить.
Поэтому в Париже, как и во многих других городах Франции и европейских
стран, началось возрождение трамвая. Первая линия нового парижского
трамвая открылась в 1992 году. А в 2006-м, спустя 70 лет, трамвай
вернулся в центр города
Что мы имеем сейчасНо, безусловно, новый европейский трамвай
- это уже совсем не то, что было раньше, и он ничуть не похож на
реликты, передвигающиеся сейчас по улицам Харькова. За годы
независимости Украины и трамваев, и депо, и маршрутов, и улиц с рельсами
в городе стало меньше: демонтирована трамвайная линия по Харьковской
набережной и частично по ул. Шевченко (в 2005 году), по Пушкинской
(2009-й), на Полевой и в начале Клочковской (2011-й). В этом году
наконец разобрали давно заброшенную линию по Чеботарской. И это далеко
не полный перечень.
Количество маршрутов сократилось до уровня 1930-го года. А
единственным успехом в пополнении трамвайного парка, по сути, стала
закупка устаревшей для Европы, но приемлемой для нас техники из Чехии.
Троллейбусный парк к Евро-2012 обновился радикально, и реликты советских
времен на троллейбусных маршрутах встречаются крайне редко. В то же
время средний возраст харьковского трамвая - около 30 лет. Сразу
становится очевидным, какой из видов электротранспорта – приоритетный
для нашего города.
Тем не менее, среднее количество перевезенных трамваями и
троллейбусами пассажиров в Харькове - приблизительно на одном уровне.
Свою нишу трамвай занимает: важен он, например, для жителей Новоселовки,
Новожаново, Залютино, Журавлевки, частично – Салтовки и Алексеевки. Да и
вообще, у трамваев есть ряд преимуществ.
Почему трамвай?Специалисты выделяют целый ряд преимуществ трамваев над другими видами общественного транспорта:
- высокая провозная способность. В трамвае (особенно современном)
помещается больше пассажиров, чем в автобусе или троллейбусе, кроме
того, существует возможность сцеплять вагоны (например, в Ганновере
составы достигают 90 метров в длину);
- трамваи, как и другой электрический транспорт, не загрязняют воздух продуктами сгорания и не создают пыли от стирания шин;
- себестоимость перевозок на трамваях достаточно невысока из-за
использования дешевой электрической тяги и долгого срока службы
трамвайных вагонов по сравнению с автобусом и троллейбусом;
- возможность создания скоростного сообщения (условием является обособление трамвайного полотна от автодорог);
- высокая безопасность перевозок, которая обеспечивается за счет
большой массы трамвайных вагонов: при ДТП трамвайные вагоны могут
воспринимать большую ударную нагрузку по сравнению с безрельсовым
транспортом;
- в отличие от троллейбусов, трамвай электробезопасен для пассажиров
при посадке и высадке, так как его кузов всегда заземлен через колеса и
рельсы.
Есть, конечно, и недостатки. Трамваи могут мешать другому транспорту,
особенно - на перекрестках, могут надолго останавливать движение в
случае поломок и аварий, вызывают сотрясения почвы, особенно при плохом
состоянии рельсов и самих трамваев… Но главное - это финансовая
составляющая. Потянет ли Харьков трамвай? Несмотря на упомянутую
относительную дешевизну трамвайных перевозок, сам по себе трамвай - вещь
дорогая. И построить современную трамвайную линию - удовольствие далеко
не из дешевых. Например, стоимость строительства одной из четырех линий
упомянутого выше парижского трамвая составила 311 миллионов евро
(деньги выделял Париж, фирма-оператор общественного транспорта, регион
Иль-де-Франс и государство). А в Харькове для того, чтобы пустить
современные трамваи, на многих участках рельсы нужно поменять полностью.
Пока что городская власть сосредоточилась на болевых точках трамвайных
линий - трамвайно-автомобильных переездах. И обходятся эти относительно
небольшие по длине участки очень даже недешево.
Второй момент - стоимость современных вагонов. В Украине эти монстры,
состоящие из трех, четырех и большего количества сегментов и удивляющие
нас за рубежом, кое-где появляются - например, в Киеве. Их у нас уже
даже производят - львовяне предлагают чудо-вагон за 16 миллионов гривен,
творение корпорации "Богдан" стоит еще больше. Аналоги западного
производства обойдутся дороже раза в два.
То есть качественная модернизация трамвая за средства городского
бюджета - проект явно утопичный. Остается один вариант -
частно-государственное партнерство. Но для появления таких проектов
государство должно создать условия - хотя бы решить проблему компенсации
за проезд льготников. Потому как инвестировать в транспортное
предприятие, половина клиентов которого ездит бесплатно, никто не будет.
А реформировать эту сферу надо. Ведь потеряв трамвай, Харьков лишится
частички себя.
|