«Транспортная» реформа на Слобожанщине обернулась тем, что пассажиры сначала платят налоги, а потом еще оплачивают их «распределение»
В харьковских автобусах подорожал проезд. Цены подняли примерно на дюжине маршрутов. Кое-где стоимость выросла на 50, но в большей части на 25 копеек. Вроде бы не очень сильно и не глобально, но если последить ситуацию за год, то это уже пятое подорожание. Цены поднимали в январе, апреле, июле и августе. Итого за год цены на проезд, в зависимости от маршрута, выросли на 50-75 копеек до 2,5 – 3 грн.
Официальные объяснения последнего подорожания традиционны – рост цен на горюче-смазочные материалы и необходимость повышения зарплаты водителям. Однако, если в минувшие разы, топливо действительно дорожало, то сейчас цены стабильны. На вопросы об увеличении зарплаты, водители маршруток заявляют, что впервые о таком слышат. Так почему же ездить стало дороже?
Возможный ответ на вопрос можно найти в цитате губернатор Михаила Добкина, которую он произнес года назад, рассказывая о грядущих переменах в КП «Горэлектротранс», который губернатор на пару с мэром Геннадием Кернесом стал «поднимать». «Осталось 16 перевозчиков вместо 72. И те, кто остались, получили возможность больше зарабатывать. Так вот, дотировать городской электрический транспорт будут предприятия, которые занимаются автобусными перевозками. В каком виде – я вам пока не скажу. Мы окончательно договоримся… но морально они уже согласны…», - заявил Добкин.
Главная финансовая проблема «Горэлектротранса» - льготные пассажиры, за которых они не получают компенсацию. В частных беседах транспортники признаются, что правильным решением было бы или льготы отменить или их монетизировать, однако, на это «отцы Харьковщины» не пойдут, ведь это повлечет, как минимум серьезные потери электората, а как максимум – волну акций протеста.
В Харькове, судя по всему, с этой проблемой решили справиться за счет тех, кто ездит в маршрутках. Год назад из 72 фирм занимающихся пассажирскими перевозками работать оставили 16, которые согласились помогать «Горэлектротрансу».Полгода спустя их разделили на четыре группы и обязали решать финансовые проблемы определенного транспортного депо. «Если представитель частного бизнеса хочет работать на территории города Харькова и получать прибыль за счет использования городской инфраструктуры, он должен участвовать в ее развитии. Но деньги он будет перечислять не в какой-нибудь фонд, в никуда, а будет работать вместе с депо, вкладывая средства в ремонт разворотных кругов, остановок общественного транспорта. В некоторые депо перевозчики уже завезли слесарям новый инструмент, где-то начали латать крыши и укладывать асфальт, где-то помогают запчастями», - заявил тогда директор Департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Сергей Дульфан.
С учетом помощи коммунальному транспорту затраты владельцев автопредприятий постоянно растут. Оно и понятно ведь частникам приходится решать накопившиеся за многие годы технические проблемы «Горэлектротранса». Простой пример недавняя покупка подержанных трамваев из Праги. Как заявил мэр Геннадий Кернес, их купили представители одной харьковской транспортной фирмы. Возможно, именно это приобретение рикошетом отразилось на повышении цены на поезд в некоторых маршрутках. Базовый закон рыночной экономики гласит – бизнес должен приносить доход. А значит, в стоимость проезда в автобусах будет входить и решение проблем «Горэлектротранса». В результате трамваи и троллейбусы, будут субсидировать не из государственной казны, как это положено по закону, а из карманов харьковчан, которые ездят на маршрутках.