Радио "Свобода"
Прага - Чешские трамваи, которые для Харькова приобрели в Праге, - в очень хорошем техническом состоянии. Об этом Радио Свобода заявил владелец частной чешской фирмы МVO Invest - непосредственный участник соглашения. Также он объяснил, почему Украина заплатила в разы больше за технику, чем она сейчас стоит в Праге. В сообщениях СМИ, которые писали о том, что Харьков этой осенью переплатил за старые чешские трамваи, значился загадочный продавец. Отныне продавец известен, им является владелец чешского, точнее - пражского частного транспортного предприятия МVO Invest Карел Кун. По просьбе Радио Свобода дать разъяснения по этому делу, он откликнулся охотно и сразу. В частности, Кун заявил, что изначально в деле закупки трамваев велись переговоры с фирмой МVO Invest, а не с Транспортным предприятием Праги, как сообщали в Украине. Именно к Карелу Куну обратились представители одной транспортной фирмы в Харькове, которую, руководствуясь условиями договора, господин Кун не назвал. Зато точно назвал число проданных трамваев в Харьков. «В подписанном договоре значится 10 трамваев, из которых 6 уже были доставлены в Харьков, еще 4 готовятся к отправке, - говорит он. - Относительно цены, то она до копейки соответствует договору, то есть продавец получил только сумму за трамвай, а покупатель помимо этого покрыл расходы на транспортировку, НДС, пошлины, то есть эта сумма в Украине иная от той, которую получили в Праге ». Высокие сопутствующие платежи По данным чешской фирмы, она сама закупила трамваи по цене 70-100 тысяч крон (примерно 3,8-5,5 тысяч долларов), в зависимости от состояния техники. А цена, которую пришлось заплатить в Украине намного выше из-за высоких сопутствующих расходов, объясняет чешский предприниматель. Как сообщил Карел Кун, стоимость транспортировки одного трамвая из Праги в Харьков составляет 150 тысяч крон (более 8 тысяч долларов), это по ценам чешского перевозчика, поскольку речь идет о нестандартном большом грузе. Харьковчане за транспортировку трамваев платили сами, поэтому Кун не знает, во сколько им это обошлось. Кроме оплаты перевозки, харьковчанам пришлось еще позаботиться о высоких ввозных пошлинах на подержанную технику, которые платятся на украинской границе. Поэтому Карел Кун считает, что окончательная цена одного трамвая, озвученная в харьковской мэрии - 150-160 тысяч гривен (20 тысяч долларов) - как раз объясняется высокими сопутствующими платежами. Не меньшее удивление в Праге вызвали слухи о том, что приобретенные Харьковом трамваи устаревшие, списанные и не соответствуют техническим нормам. Трамваи вполне в порядке и могут служить еще много лет, отметил Карел Кун. «Я бы приравнял трамвай к недвижимости, то есть, если вы за недвижимостью, в данном случае - за трамваем ухаживаете хорошо, о нем заботитесь, то его практически можно эксплуатировать бесконечно, - замечает он. - Относительно этого в Праге, например, есть точно установленные лимиты технического ухода за трамваем. Например, после 50 000 километров пробега, в трамвае обязательно меняют отдельные части - тормоза, колеса. Эти технические лимиты установлены чешским законом. Иными словами, наши харьковские трамваи в очень хорошем техническом состоянии ». Впереди доставка в Харьков еще 4 трамваев. Отныне за их техническое состояние будут отвечать харьковские транспортники. Карел Кун отмечает, что чешская Skoda совершенствует свое производство, а следовательно Прага постепенно вводит в эксплуатацию новые, современные, оснащенные компьютерной техникой трамваи. Именно этим объясняется продажа за границу чешских трамваев старшего поколения, а не их техническими недостатками, говорит чешский предприниматель. Кроме Украины, такими чешскими трамваями последнее время заинтересовалась Южная Корея. Оксана Пеленская
|