Конечно, хорошо бы полностью избавиться от вагонов-ветеранов, давно отработавших свои эксплуатационные сроки. Но стоимость нового вагона - более миллиона долларов, а в парке "Укрзалiзницi" сейчас работают 5,5 тысячи вагонов, из которых половину можно списывать. Средств на столь масштабные изменения у перевозчика нет. Ведь "Укрзалiзниця" не просто не дотируется государством, но сама дотирует его, перевозя за свои деньги льготные категории пассажиров. Но обновления все же будут - в следующем году по нашим дорогам начнут ездить современные электропоезда Hyundai и Skoda.
Решать проблему с вагонами собираются и другим способом - изменяя график движения.
- "Укрзалiзниця" взяла стратегию на приобретение и внедрение дневных межрегиональных скоростных поездов. Ночные поезда также останутся в необходимом количестве, но вместе с развитием дневного движения часть ночных поездов будет плавно и постепенно уменьшаться, в том числе и за счет объективной изношенности и списания пассажирских вагонов, - говорит Андрей Мельничук.
Уже в следующем году у пассажиров появится больший выбор между рейсами дальнего следования. Одновременно "Укрзалiзниця" собирается сокращать маршруты, которые дублируют друг друга либо являются крайне невостребованными. Многие составы отправляются в путь полупустыми, хотя при этом на популярные направления (особенно в пиковые сезоны) взять билет непросто. Перераспределение вагонов на различных рейсах даст возможность приблизиться к решению проблемы, на которой наживаются перекупщики.
Грядущие изменения в графике поездов уже получили отклик. Ряд местных органов власти (например, кременчугская мэрия) попросили "Укрзалiзницю" не менять устоявшееся расписание. Но отмена некоторых поездов не означает отмены сообщения между различными городами вообще. Пассажиры смогут по-прежнему добираться до необходимых пунктов, для чего "Укрзалiзниця" вводит новые технологии оборота составов. К примеру, некоторые вагоны будут цеплять к поездам прямо по ходу маршрута так, чтобы пассажиры, севшие на привычной станции, добрались до пункта назначения без пересадок. Впрочем, окончательные решения во многом будут зависеть от переговоров железных дорог с областными властями.