С недавних пор пассажиров, прибывающих утренними электричками мерефянского, лозовского и красноградского направлений на Южный вокзал в Харьков, ожидает проверка проездных билетов на выходе из вагона.
В этом контроле участвуют работники милиции и военизированной охраны ЮЖД. А проверяемые электрички, дабы не задерживать движение через вокзал других поездов, останавливаются у платформы люботинских тупиков. Впрочем, «зайцев» не штрафуют, а всего лишь обязывают купить здесь же, в кассе, билет по минимальной цене — за проезд одной зоны. Тем не менее, эта система вызвала недовольство как безбилетчиков, так и законопослушных пассажиров, спешащих на работу и вынужденных во время проверки билетов терять драгоценные минуты.
А вот начальник вокзала «Харьков-Пассажирский» Леонид Чалый говорит, что в результате проверки первой же, змиевской, электрички утром 11 октября было продано 650 билетов. Именно столько пассажиров (не считая пенсионеров и льготников, имеющих право бесплатного проезда) ехали «зайцами». Это значит, что в поезде, состоящем из 10 вагонов, 7 вагонов едут бесплатно! В среднем же каждая электричка, прибывающая на Южный вокзал, привозит всего лишь 124 пассажира с заранее приобретенными билетами.
Проверять на вокзале абсолютно все электропоезда у железнодорожников нет возможности. Поэтому пока ограничились утренними электричками, привозящими основную массу жителей пригорода, работающих в Харькове. В итоге только за неделю таким образом было «обилечено» 6246 пассажиров на общую сумму почти в 19 тыс. грн. Как уже говорилось, билет выдавался на одну зону, а ведь большинство пассажиров прибывают с третьей, четвертой и более дальних зон...
— Электрички нужно обслуживать, содержать, ремонтировать, все это требует значительных средств, — говорит Леонид Чалый. — И если наши сограждане не будут приобретать билеты, электропоезда придется просто отменять. На сегодняшний день только по Харьковскому региону 18 пригородных поездов уже отменены. В прошлом году у нас было 200 электропоездов, теперь осталось 182. Лучший способ сохранить этот удобный вид транспорта — проявить сознательность и оплачивать проезд. А пенсионерам — подходить к кассам и оформлять соответствующим образом свой проезд. Иначе, видя по выручкам станционных касс, что пассажиров по тому или иному направлению нет, мы будем отменять или корректировать маршруты.
Сейчас во всех пригородных поездах есть разъездные кассиры, у которых можно купить билет. Но многие люди приспособились брать билеты на пару остановок, а ехать до самого Харькова. Именно таких «ловкачей» и выявляют контрольные группы на Южном вокзале. Граждан, имеющих право льготного проезда, эти проверки никак не затрагивают: им достаточно предъявить удостоверение.
Эффект от такого новшества, по словам Леонида Чалого, уже есть: зная о предстоящем контроле, больше пассажиров стали брать билеты заранее. Кстати, аналогичная система контроля уже пять лет работает на терминале, к которому прибывают электропоезда из Белгорода и Казачьей Лопани. Там она автоматическая: пассажир не сможет пройти через турникет и выйти из вокзала без сканирования своего билета.
Еще одна цель системы учета и контроля пассажиров на пригородных направлениях — выявление действительного количества льготников. Дело в том, что затраты железной дороги на их проезд Харьковская облгосадминистрация компенсирует лишь частично. Так, за 9 месяцев этого года было перевезено 6,9 млн. пассажиров-льготников на сумму 35,1 млн. грн. А компенсации было получено лишь 7,7 млн. грн. (22%). С другой стороны, местные советы населенных пунктов, по территории которых проходит железная дорога, регулярно получают от ЮЖД налог на землю.
— Мы неоднократно обращались к руководителям местных органов власти с просьбой освободить нас от этого налога или предоставить льготу на его оплату, ведь мы практически за свой счет перевозим их жителей-льготников, — говорит Леонид Чалый. — Но нам в большинстве случаев либо вообще не отвечают, либо отделываются обещаниями. Если ничего не изменится, мы в конце концов придем к тому, что электропоезда будут только привозить людей в Харьков на работу и вечером вывозить, а остальные маршруты обслуживаться не будут. Только сообща, совместными усилиями мы сможем сохранить оптимальную схему организации пригородных перевозок.