Агентство Телевидения "Новости"
Три года в Харькове существует программа развития электрического
транспорта, которая позволяет без повышения тарифа, без сокращения
количества маршрутов сделать "Горэлектротранс" прибыльным. Но мэрию,
констатируют ученые, их разработки не интересуют. Поэтому не только
открывать новые подземные маршруты, но и решать, что делать со старыми
наземными, пришлось сегодня вице-премьеру Борису Колесникову
Акция протеста работников "Горэлектротранса" добавила немалую ложку
дегтя в бочку меда метрополитена. Вице-премьер деньги забастовщикам
пообещал, но исключительно в качестве помощи. А вот ответственность за
действия мэрии, а точнее ее бездействие на себя брать не стал.
Борис Колесников, вице-премьер-министр по вопросам подготовки к ЕВРО-2012:
«Вообще это нонсенс для города-миллионника. И центральное
правительство, конечно, вмешается. И выделит деньги в качестве помощи
Харьковскому горисполкому. Но нужно более ответственно относиться к
перевозкам».
Ни в советское время, ни при мэрах Евгении Кушнареве, Михаиле
Пилипчуке и Владимире Шумилкине Первая столица не видела таких
масштабных акций протеста транспортников. Уже второй год подряд
новогодние праздники сопровождаются полной остановкой трамваев и
троллейбусов. В прошлом году работники "Горэлектротранса" также с лета
не получали зарплату, бастовали с переменным успехом с октября по
январь. В прокуратуре ситуацию проверяли, в горсовете забастовщиков
сначала поддерживали, потом уговаривали выйти на маршруты и осуждали;
жаловались на враждебное правительство Тимошенко, которое не
компенсирует проезд льготников, и обещали разрешить ситуацию. Год
прошел, а картинка не изменилась. Опять проверки в прокуратуре, акции
протеста и немногочисленные люди на остановках.
Лидия Муратова, пассажирка: «Это очень плохо, и наши
руководители должны об этом подумать - о народе. Они же все время
лозунги дают, а получается не для народа, а против народа».
Уже и правительство вроде бы не враждебное, но в харьковской
мэрии точно так же жалуются на отсутствие компенсации из Киева и обещают
все решить.
Михаил Добкин, мэр Харькова (28.09.2009 г.): «Я в
обязательном порядке, как городской голова, буду пытаться попасть на
прием к ответственным людям, которые остались, они все на выборы ушли, и
требовать положенные выплаты».
Геннадий Кернес, мэр Харькова (20.12.2010 г.): «Думаю, что мы еще раз найдем способ, как погасить задолженность по заработной плате».
Активист обеих забастовок Андрей Ильгов не скрывает: инициаторы
акции протеста и работники предприятия сами виноваты, что ситуация пошла
по кругу. Ведь год назад, когда люди получили задолженные деньги,
фактически сразу отказались от своих требований. Теперь они настаивают:
рабочая группа с участием представителей коллектива и общественных
организаций должна разобраться в управлении предприятием.
Андрей Ильгов, активист ГО "Прорвемся!": «С этого
момента, когда они забыли про профком, начались следующие проблемы:
задолженность по зарплате, увольнения незаконные и так далее. Сейчас
народ на 90% больше понимает, что зависит так от людей, которые
занимаются менеджментом предприятий, от тех, кто должен лоббировать, тот
же профком».
Активисты уверены: как только они увидят финансовые документы
предприятия, которые, по их словам, сейчас скрываются руководством,
сразу узнают, куда именно идут деньги от продажи билетов и от распродажи
имущества предприятия.
Евгений Соловьев, юрист: «Рельсы - это как минимум тонны
металлолома, как максимум тонны хорошего проката. Куда они делись? Тоже
вопрос. Куда делись рельсы и шпалы с Пушкинской, куда делись рельсы и
шпалы с Клочковской. Если они проданы, вопрос будет на эту сумму
имущества выплачена представителям, я имею в виду работникам зарплата?».
В том, что в самом управлении предприятием кроется ответ на
вопрос о его финансовой несостоятельности, уверены и ученые. Академией
городского хозяйства еще три года назад была разработана программа
развития предприятия, рассказывает преподаватель кафедры
электротранспорта Артем Сосипатров. По их расчетам, вместо 24 километров
рельсов, снятых в центре города, руководители предприятия должны были
проложить 22 километра в окрестностях и 74 километра новых троллейбусных
маршрутов. По словам Сосипатрова, европейский опыт доказал: именно
удобные троллейбусные и трамвайные маршруты позволяют автомобилистам
отказаться от поездок в центр на своем авто, а потому избавляют его от
пробок. В соответствии с европейским опытом, харьковские ученые и
разработали схему, согласно которой капитальные затраты - новый
подвижной состав, маршруты должны оплачиваться из муниципального бюджета
как инвестиции в экологию города. А на зарплату и работу предприятия
без значительного повышения тарифа должно зарабатывать само предприятие.
За счет маршрутов, которые не дублируются с другими видами транспорта,
и рекламы.
Артем Сосипатров, преподаватель кафедры электротранспорта ХНАГХ:
«Нужно исключить ситуацию, когда те средства поступают на предприятие,
то ли в виде выручки от пассажиров, то ли финансирование из бюджета,
нужно исключить ту ситуацию, когда эти средства используются не очень
эффективно. Рынок перевозок очень привлекателен, нужно просто грамотно
работать на этом рынке».
Но в мэрии не слышат ни ученых, ни партийно-правительственных
руководителей, которые также настаивают на том, что "Горэлектротранс"
должен бороться за свою прибыльность.
|