Регистрация Вход Записи радиоинформаторов Статьи NEW!
Вопросы о Харьковском троллейбусе Фоторепортажи Избранные фотографии
Новые возможности

Харьковский троллейбус

Последние новости городского транспорта Первой Столицы

добавить на Яндекс

Харьковский троллейбус - избранное

Наиболее ценные фотографии нашего сайта. Следите за обновлениями прямо на главной странице Яндекса!

добавить на Яндекс

Пассажирский ПС

Служебный ПС

Исторический ПС

Обновления

25.01.2016 - 3 фотографии


Троллейбусы-буфеты: МТБ-82Д: 01




ЗиУ-682В: 712


Вход
Внимание! Зарегистрированные на любых сайтах Ucoz пользователи в регистрации не нуждаются

Наши партнёры


За окном
Яндекс.Погода

Статистика

[ Сегодня нас посетили ]
Сейчас на сайте 4
из них посетителей 4
пользователей 0

Найти машину


Приветствую Вас, Пассажир · RSS 26 Ноября 2024, 15:53

Главная » 2010 » Декабрь » 15 » Харьковская трамвайная линия на Клочковской прожила сто лет
Харьковская трамвайная линия на Клочковской прожила сто лет
10:42
Газета "Вечерний Харьков"
Фото: Saturn

Одна из первых линий харьковского электрического трамвая перестала существовать.

Движение трамваев в начале ул. Клочковской прекращено: уже проведен демонтаж рельсов на участке Пролетарской площади и улицы Клочковской от Полтавского шляха до Бурсацкого спуска. В начале будущего года рельсы уберут и по улице Пискуновской – от Клочковской до переулка Пискуновского.

История сохранила не только дату, но и даже точное время торжественного открытия городского электрического Клочковско-Панасовского трамвая (линии от Торговой (Розы Люксембург) площади по Сергиевской (Пролетарской) площади и Клочковской улице до Речного переулка с ответвлением по Ивановской улице до реки Лопань – 17 декабря 1909 года в 11.00. Это была лишь вторая в Харькове линия электрического трамвая. Первая, пущенная 3 июля 1906 года, соединяла улицу Петинскую (Плехановская) через Нетечинскую с Павловской площадью.

Кривая с Клочковской на Центральный рынок в процессе демонтажа

Но чтобы соединить эту линию с новой, надо было пересечь линию конки. С этим были категорически не согласны в Бельгийском товариществе конной железной дороги, видя в электрическом трамвае опасного конкурента. Ведь, в отличие от дня сегодняшнего, в начале прошлого века трамвай приносил немалую прибыль: только за первые полтора года городские городские власти выручили от его эксплуатации 885 тысяч рублей. Владельцы конки пускались на всевозможные хитрости и обман, устраивали пьяные драки, натравливая рабочих конки на трамвайщиков. В конце концов главный инженер трамвая итальянец Г.Г. Маджиони выделил группу рельсоукладчиков, которые глубокой ночью буквально за несколько часов уложили трамвайные рельсы в месте пересечения ими конки.

В разные годы в начале Клочковской и по Пискуновской (и там и там, или по какому-то одному из этих отрезков) курсировали вагоны маршрутов № 2 (Алексеевка – Салтовка), № 13 Алексеевка – пос. Артёма, № 15 Павловка (позже – Алексеевка) – Гидропарк, № 16 Ивановка – Новые Дома, № 17 Лесопарк – Центральный рынок, № 24 Ивановка – Салтовка, № 25 Алексеевка (пос. Монтажник) – Центральный рынок, а также кольцевого маршрута «А».


На месте рельс уже лежит асфальт

После того, как в первой половине 90-х годов были демонтированы пути на участке улицы Клочковской от Бурсацкого спуска до Рогатинского проезда, трамваи 2-го и 15-го маршрутов пустили в объезд через Пискуновскую и Рогатинский проезд (обратно – через Новый мост), пока эти маршруты уже в нынешнем веке не отменили. Единственным маршрутом, который работал на ликвидируемом ныне участке в последнее время, был 7-й (Новосёловка – проспект Победы), который пустили здесь после снятия в прошлом году трамвая с площади Конституции и улицы Пушкинской (от Московского проспекта до улицы Веснина). Но, в отличие от Пушкинской, многие жители которой не могут смириться с потерей любимого средства передвижения по сей день, снятие трамвая в начале Клочковской и по Пискуновской вряд ли вызовет ажиотаж, хотя недовольные, конечно, останутся. Ведь из-за постоянных автомобильных пробок трамваи там перемещались очень медленно, так что, даже объезжая теперь по Полтавскому шляху и Красноармейской, где автомобильные заторы значительно меньше, пассажиры «семёрки» вряд ли будут тратить на проезд, скажем, с Новосёловки до Центрального рынка или до Алексеевки времени намного больше, чем раньше. К тому же, городские чиновники главной причиной демонтажа рельсов и шпал в районе Центрального рынка назвали предельный износ трамвайных путей и контактной сети, отсутствие достаточного пассажиропотока в этом районе, а также аварийное состояние дорожного полотна в районе главного городского торжища.

Между тем, демонтировали трамвайные пути в Харькове и прежде, но наиболее масшабный характер их снятие приобрело в последние полтора десятилетия. Так, в 1930 году демонтировали трамвайную линию по улице Кладбищенской (Муранова), пущенную в 1912 году и проходившую по очень крутому спуску (подъёму). В 1967 году закрыта однопутная линия трамвая от Лесопарка на Даниловку, которая была введена в строй в 1941-м. В 1976-м, после пуска первого участка первой очереди метро, демонтировали трамвайные пути по улице Плехановской, проспекту Гагарина, улице Нетеченской и Красношкольной набережной от улицы Кирова до площади Урицкого (ныне – Ирины Бугримовой), а в 1988 году – по Московскому проспекту от конечной остановки «Новые Дома» до проспекта Тракторостроителей. В 2000 году были сняты пути по улицам Петровского и Мироносицкой от улицы Пушкинской до улицы Маяковского, а в следующем году – и по Московскому проспекту от улицы Морозова до конечной остановки «Новые дома». В 2001 году также выведена из эксплуатации линия по улице Чеботарской, которая не демонтирована до сих пор (по ней уже не ходят не только трамваи, но и подавашиеся на кондитерскую фабрику «Харків'янка» по трамвайным путям железнодорожные вагоны – около пересечения с Красноармейской линия со стороны железной дороги отрезана), и демонтирован участок пути, соединявший линии, проходящие по спуску Пассионарии и Новому мосту. В 2005 году закрыта и демонтирована трамвайная линия по Харьковской набережной и улице Шевченко от Московского проспекта до улицы Матюшенко. А в текущем году также проведен демонтаж однопутной трамвайной линии по улице Полевой от Московского проспекта до улицы Плехановской, которая использовалась для заезда вагонов в Коминтерновское депо, закрытое в 2007 году, а в 1975 году, во время строительства первой очереди метро на Плехановской, по ней курсировали в объезд в сторону Новых Домов с Ивановки и Залютино соответственно трамваи 16-го и 19-го маршрутов.

В то же время последний участок трамвайной линии был введён в эксплуатацию в Харькове уже более 20 лет назад – 1 сентября 1989 года, когда открылось движение трамваев по Новому мосту, соединившему улицы Клочковскую и Котлова. Кстати, с последним изменением трассы 7-го маршрута, по этому мосту регулярное движение трамваев и вовсе прекратилось, хотя путь там, в отличие от Рогатинского проезда, по которому сейчас проходят трамваи 7-го и 20-го маршрутов, проложен по изолированному от автомобильной дороги полотну, что позволяло бы трамваям двигаться быстрее.
Категория: Новости ГорЭлектроТранса | Просмотров: 1502 | Добавил: trollfanat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вы используете браузер " "
Авторская группа сайта © 2009-2015. Мы работаем для Вас!
Clock for website скрипт часов для сайта

English Version