Пассажирский ПС | |
| |
Служебный ПС | |
| |
Исторический ПС | |
| |
Вход | |
Внимание! Зарегистрированные на любых сайтах Ucoz пользователи в регистрации не нуждаются
| |
Наши партнёры | |
| |
За окном | |
| |
Статистика | |
| |
Найти машину | |
| |
|
Приветствую Вас, Пассажир · RSS |
26 Ноября 2024, 15:53 |
Главная » 2010 » Декабрь » 15 » Харьковская трамвайная линия на Клочковской прожила сто лет
Харьковская трамвайная линия на Клочковской прожила сто лет | 10:42 |
Газета "Вечерний Харьков" Фото: Saturn
Одна из первых линий харьковского электрического трамвая перестала существовать.
Движение
трамваев в начале ул. Клочковской прекращено: уже проведен демонтаж
рельсов на участке Пролетарской площади и улицы Клочковской от
Полтавского шляха до Бурсацкого спуска. В начале будущего года рельсы
уберут и по улице Пискуновской – от Клочковской до переулка
Пискуновского.
История сохранила не только дату, но и даже
точное время торжественного открытия городского электрического
Клочковско-Панасовского трамвая (линии от Торговой (Розы Люксембург)
площади по Сергиевской (Пролетарской) площади и Клочковской улице до
Речного переулка с ответвлением по Ивановской улице до реки Лопань – 17
декабря 1909 года в 11.00. Это была лишь вторая в Харькове линия
электрического трамвая. Первая, пущенная 3 июля 1906 года, соединяла
улицу Петинскую (Плехановская) через Нетечинскую с Павловской площадью.
Кривая с Клочковской на Центральный рынок в процессе демонтажа
Но чтобы соединить эту линию с новой, надо было пересечь линию конки. С
этим были категорически не согласны в Бельгийском товариществе конной
железной дороги, видя в электрическом трамвае опасного конкурента. Ведь,
в отличие от дня сегодняшнего, в начале прошлого века трамвай приносил
немалую прибыль: только за первые полтора года городские городские
власти выручили от его эксплуатации 885 тысяч рублей. Владельцы конки
пускались на всевозможные хитрости и обман, устраивали пьяные драки,
натравливая рабочих конки на трамвайщиков. В конце концов главный
инженер трамвая итальянец Г.Г. Маджиони выделил группу рельсоукладчиков,
которые глубокой ночью буквально за несколько часов уложили трамвайные
рельсы в месте пересечения ими конки.
В разные годы в начале
Клочковской и по Пискуновской (и там и там, или по какому-то одному из
этих отрезков) курсировали вагоны маршрутов № 2 (Алексеевка – Салтовка),
№ 13 Алексеевка – пос. Артёма, № 15 Павловка (позже – Алексеевка) –
Гидропарк, № 16 Ивановка – Новые Дома, № 17 Лесопарк – Центральный
рынок, № 24 Ивановка – Салтовка, № 25 Алексеевка (пос. Монтажник) –
Центральный рынок, а также кольцевого маршрута «А».
На месте рельс уже лежит асфальт
После того, как в первой половине 90-х годов были демонтированы пути на
участке улицы Клочковской от Бурсацкого спуска до Рогатинского проезда,
трамваи 2-го и 15-го маршрутов пустили в объезд через Пискуновскую и
Рогатинский проезд (обратно – через Новый мост), пока эти маршруты уже в
нынешнем веке не отменили. Единственным маршрутом, который работал на
ликвидируемом ныне участке в последнее время, был 7-й (Новосёловка –
проспект Победы), который пустили здесь после снятия в прошлом году
трамвая с площади Конституции и улицы Пушкинской (от Московского
проспекта до улицы Веснина). Но, в отличие от Пушкинской, многие жители
которой не могут смириться с потерей любимого средства передвижения по
сей день, снятие трамвая в начале Клочковской и по Пискуновской вряд ли
вызовет ажиотаж, хотя недовольные, конечно, останутся. Ведь из-за
постоянных автомобильных пробок трамваи там перемещались очень медленно,
так что, даже объезжая теперь по Полтавскому шляху и Красноармейской,
где автомобильные заторы значительно меньше, пассажиры «семёрки» вряд ли
будут тратить на проезд, скажем, с Новосёловки до Центрального рынка
или до Алексеевки времени намного больше, чем раньше. К тому же,
городские чиновники главной причиной демонтажа рельсов и шпал в районе
Центрального рынка назвали предельный износ трамвайных путей и
контактной сети, отсутствие достаточного пассажиропотока в этом районе, а
также аварийное состояние дорожного полотна в районе главного
городского торжища.
Между тем, демонтировали трамвайные пути в
Харькове и прежде, но наиболее масшабный характер их снятие приобрело в
последние полтора десятилетия. Так, в 1930 году демонтировали трамвайную
линию по улице Кладбищенской (Муранова), пущенную в 1912 году и
проходившую по очень крутому спуску (подъёму). В 1967 году закрыта
однопутная линия трамвая от Лесопарка на Даниловку, которая была введена
в строй в 1941-м. В 1976-м, после пуска первого участка первой очереди
метро, демонтировали трамвайные пути по улице Плехановской, проспекту
Гагарина, улице Нетеченской и Красношкольной набережной от улицы Кирова
до площади Урицкого (ныне – Ирины Бугримовой), а в 1988 году – по
Московскому проспекту от конечной остановки «Новые Дома» до проспекта
Тракторостроителей. В 2000 году были сняты пути по улицам Петровского и
Мироносицкой от улицы Пушкинской до улицы Маяковского, а в следующем
году – и по Московскому проспекту от улицы Морозова до конечной
остановки «Новые дома». В 2001 году также выведена из эксплуатации линия
по улице Чеботарской, которая не демонтирована до сих пор (по ней уже
не ходят не только трамваи, но и подавашиеся на кондитерскую фабрику
«Харків'янка» по трамвайным путям железнодорожные вагоны – около
пересечения с Красноармейской линия со стороны железной дороги
отрезана), и демонтирован участок пути, соединявший линии, проходящие по
спуску Пассионарии и Новому мосту. В 2005 году закрыта и демонтирована
трамвайная линия по Харьковской набережной и улице Шевченко от
Московского проспекта до улицы Матюшенко. А в текущем году также
проведен демонтаж однопутной трамвайной линии по улице Полевой от
Московского проспекта до улицы Плехановской, которая использовалась для
заезда вагонов в Коминтерновское депо, закрытое в 2007 году, а в 1975
году, во время строительства первой очереди метро на Плехановской, по
ней курсировали в объезд в сторону Новых Домов с Ивановки и Залютино
соответственно трамваи 16-го и 19-го маршрутов.
В то же время
последний участок трамвайной линии был введён в эксплуатацию в Харькове
уже более 20 лет назад – 1 сентября 1989 года, когда открылось движение
трамваев по Новому мосту, соединившему улицы Клочковскую и Котлова.
Кстати, с последним изменением трассы 7-го маршрута, по этому мосту
регулярное движение трамваев и вовсе прекратилось, хотя путь там, в
отличие от Рогатинского проезда, по которому сейчас проходят трамваи
7-го и 20-го маршрутов, проложен по изолированному от автомобильной
дороги полотну, что позволяло бы трамваям двигаться быстрее.
|
Категория: Новости ГорЭлектроТранса |
Просмотров: 1502 |
Добавил: trollfanat
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|