Вечерний Харьков Гость «Прямой телефонной линии» – заместитель начальника отдела Территориального управления Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте в Харьковской области Сергей Львович Разческин. Дети войны имеют льготу на городских и пригородных маршрутах – Здравствуйте, Сергей Львович. Константин Данилович беспокоит, льготная категория «дети войны». Я еду до Коротыча в автобусе Харьков-Валки и меня заставляют оплачивать проезд. Почему? – Ветераны Великой Отечественной войны имеют право бесплатного проезда в автобусах городского, пригородного и междугороднего маршрутов. Инвалиды всех групп имеют право на 50-процентную скидку стоимости проезда на междугородних автобусах с 15 октября по 15 мая. Детям войны предоставляется льгота бесплатного проезда лишь на городских и пригородных маршрутах. Маршрут Харьков–Валки имеет статус междугородного и вне зависимости от того, один или 50 километров вы на нем проедете, бесплатный проезд детей войны на этом маршруте не предусмотрен. – Здравствуйте. Меня зовут Валентина Васильевна. Сергей Львович, как наказывают водителей маршруток, если они хамят и отказывают в проезде льготникам, ссылаясь на установленный лимит?Существует ли такой лимит? Никакого ограничения на законодательном уровне по количеству пассажиров льготной категории в салоне автобуса не предусмотрено. То есть такой отказ можно расценивать как нарушение, о котором вы можете в письменном виде сообщить в Территориальное управление глававтотрансинспекции в Харьковской области по адресу: пр. Гагарина, 129. В заявлении необходимо изложить суть нарушения, указать дату, время, номер маршрута и номер автобуса. Мы проведем внеплановую проверку, и если факты, изложенные в заявлении, подтвердятся, к перевозчику будут применяться финансовые санкции. За безосновательный отказ в льготных перевозках перевозчику грозит штраф 170 гривен. А уже он, в свою очередь, наказывает нерадивого водителя. Если же действия водителя можно квалифицировать как мелкое хулиганство (толкнул пассажира, оскорбил и т. д.) – такие заявления мы переадресовываем в райотдел милиции по месту совершения данного нарушения. – А каким образом достоверность фактов должна подтвердиться? – Когда наши инспекторы сами проводят внеплановые рейдовые проверки по жалобе – отказ в перевозке льготников выявляется очень редко. Поэтому мы привлекаем добровольцев из общества Детей войны, которые выступают в роли «засланных казачков». Подсаживаем в автобус сразу трех льготных пассажиров. Если водитель имеет привычку отказывать льготникам в проезде – естественно, он не пустит в салон и наших помощников. Вот таким образом и подтверждаются факты, изложенные в заявлении. – А еще водители маршруток, видя на остановке только пожилых людей, проезжают мимо. Например, на 265-м и 278-м маршрутах. – Дело в том, что названные вами маршруты работают в экспрессном режиме и предусмотрены для перевозки людей из одной точки города в другую. То есть водители обязаны останавливаться не на каждой остановке, а лишь на тех, которые указаны у них в паспорте. Вполне возможно, что остановка, на которой вы садитесь, в паспорт маршрута не введена. Пассажиры скупятся на благодарности – Здравствуйте. Владимир Михайлович беспокоит. Нельзя ли ввести «горячую линию», на которую будут приниматься жалобы от обиженных пассажиров? – Такая «линия» в Территориальном управлении глававтотрансинспекции в Харьковской области существует: 736-06-07. Но хочу отметить, что основанием для проведения внеплановой проверки перевозчика может служить только письменное заявление жалобщика. – И как часто вы устраиваете проверки? – Помимо внеплановых (то есть по жалобе), есть плановые проверки (конкретного перевозчика инспектируем не чаще одного раза год) и рейдовые, когда проверяется необходимый уровень безопасности при перевозке пассажиров. То есть наличие строго определенного штампа в путевом листе, свидетельствующем о прохождении водителем медосмотра, предрейсовый технический осмотр транспортного средства, соответствие экипировки и визуальной информации в салоне автобуса действующему законодательству, соблюдение режима труда и отдыха водителя. Проверяем визуально техническое состояние транспортного средства («лысая» резина, треснутые стекла) и безбилетный провоз. – Сергей Львович, были ли в вашей практике случаи, когда водителя маршрутки поблагодарили, или они получают только нарекания? Меня зовут Ирина. – На сегодняшний день у нас в книге регистраций жалоб имеется 163 заявления, из которых только один отзыв похвальный, да и то упоминался он в противовес перечню претензий, мол и те не возят, и те не возят, а вот этот – молодец, спасибо ему и низкий поклон. И тем не менее это положительный результат, поскольку в предыдущие годы мы получали по 300 жалоб и ни одной благодарности. Водителю запрещается пить, курить и разговаривать – Здравствуйте, Сергей Львович. Меня зовут Елена Витальевна. Очень часто водители курят в салоне, что очень неприятно. – Во время перевозки пассажиров водителю запрещается курить, пить, разговаривать – это определено Правилами оказания услуг пассажирским автомобильным транспортом. И повлиять на нерадивого водителя, доставляющего таким образом дискомфорт пассажирам, можно – нужно обратиться с жалобой к нам в теруправление. – Вы меня успокоили, спасибо. И в продолжение разговора о комфорте: нет ли запрета на прослушивание определенных радиостанций водителями маршруток? – Запрета слушать определенные радиопрограммы не существует, но в обязанности водителя входит вежливое отношение к пассажирам. Поэтому на ваше правомочное требование прикрутить звук или выключить радио вообще водитель должен адекватно отреагировать и выполнить просьбу пассажира. Если получите отказ – проинформируйте нас. В перегрузах виноваты сами пассажиры – Добрый день. Сергей Львович, скажите, разрешено ли «украшать» маршрутку табличками с дурацкими надписями, к примеру «Место для удара головой». А иной раз такая пошлятина висит, что даже неудобно. Меня зовут Галина Сергеевна. – Подобная визуальная информация не предусмотрена действующим законодательством, поэтому таким табличкам в маршрутке – не место. Между тем, в салоне автобуса обязательно должна присутствовать следующая информация: обозначение входа-выхода, пиктограмма «Места для инвалидов и пассажиров с детьми», выписка из правил в части обязанностей водителя и пассажира, размер штрафа за безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа, сведения о перевозчике и страховщике (наименование, адрес и телефон), общая пассажировместимость с указанием отдельно количества мест для сидения, обозначение мест расположения аварийных выходов, огнетушитель, аптечка, надпись «Не курить». – Добрый день. Я Дмитрий Петрович. Нередко водители набивают салон автобуса до отказа. Существует ли лимит стоячих мест в салоне? – Безусловно. В салоне автобуса должна размещаться информация об общей пассажировместимости с отдельным указанием мест для сидения. Например, в «Руте» могут ехать не более 25 человек, 6 мест из которых стоячие. Между тем, вы правы, 60-70% автобусов ездят с перегрузом. В те же «Руты» набивается до 35 человек, а в ЛАЗы, рассчитанные на 75 пассажиров, – до 120. Однако в перегрузах нельзя винить лишь водителей – нередко нарушителями правил становятся сами пассажиры, которые, особенно в час пик, набиваются в салон маршрутки, как селедки в бочку, и никакими уговорами их оттуда не выгнать. Борьба с этим нарушением входит в компетенцию ГАИ, которая вправе применить к водителям, нарушающим правила безопасности движения, штрафные санкции. Перетрудился? Будешь наказан – Меня зовут Марина Кирилловна. Скажите, можно ли проконтролировать продолжительность рабочего дня водителя маршрутки ? Мой знакомый, например, крутит баранку по 12 часов в день. Я бы не хотела, чтобы меня вез водитель, засыпающий от усталости. – Согласен, факты нарушения режима труда и отдыха, конечно, есть. Законодательно рабочий день водителя длится не более 12 часов, из которых за рулем он должен находиться не более девяти часов. На каждый маршрут разработан паспорт, где указывается время выезда на линию, часы перерыва и время пересменки – таким образом в ходе рейдовых проверок мы и выявляем возможные нарушения. К нарушителям применяются финансовые санкции в размере 340 грн. За десять месяцев этого года было выявлено более 200 фактов нарушения, наложены штрафы на сумму более 68 тысяч гривен. – Антон беспокоит. Скажите, Сергей Львович, насколько правомерен отказ водителя маршрутки высадить пассажира по его просьбе не на тарифной остановке? – В Правилах оказания услуг пассажирским автомобильным транспортом говорится, что «водитель автобуса обязан останавливать автобус во время выполнения рейса в режиме маршрутного такси для посадки (высадки) по требованию в местах остановки общественного пользования, а также в других местах, но не ближе, чем за 100 метров до места остановки общественного пользования, если это не противоречит правилам дорожного движения». А чтобы такая «нетарифная» остановка не противоречила правилам, высадить пассажира по его требованию водитель может, лишь заехав в специальный заездной карман, поскольку высадка-посадка пассажиров на проезжую часть запрещена. Остановка автобуса не на остановке и вне заездного кармана – это нарушение правил дорожного движения. – Здравствуйте. Меня зовут Андрей. Слышал, что с 15 ноября запрещаются перевозки пассажиров автобусами в ночное время. Это что же, и автобус Харьков–Киев, который едет ночью, отменяется? – Действительно, 15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Министерства транспорта и связи Украины от 19 октября 2010 № 765/504, запрещающий перевозки пассажиров автобусами в ночное время – с 10 часов вечера до 6 часов утра. Но касается он нерегулярных пассажирских перевозок и регулярных специальных, которые осуществляются в ночное время. На автобусы же, которые ездят по маршрутам общего пользования в режиме регулярных пассажирских перевозок (к таковым как раз и относится названный вами Харьков–Киев), а также автобусы, оборудованные тахографами, действие этого приказа не распространяется. Личное дело Сергей Львович Разческин родился 13 сентября 1972 года в Харьковской области. С 1989 по 1994 гг. учился в Харьковском автодорожном институте. С 1994 по 2005 гг. прошел путь от инженера первой категории до замначальника отдела координации маркетинга автоперевозок в ТПО «Харьковавтотранс», которое впоследствии было переименовано в ГП «Харьковавтотрансервис» и вновь созданное Харьковское областное автотранспортное управление. С 2005 года – заместитель начальника отдела государственного контроля Территориального управления главной автотранспортной инспекции в Харьковской области. Женат, воспитывает дочь.
|