Еженедельник "2000" (www.2000.net.ua)
На дорогах украинских городов, словно в голливудском фильме, сошлись в
смертном бою железные монстры — внушительные троллейбусы с важно
торчащими из загривка дугами и юркие, не соблюдающие правила дорожного
движения маршрутки. Первые берут размерами, вторые — количеством. Кто
победит в этой войне?
Мы говорим о противостоянии в Кировограде: несмотря на всем известную
убыточность извозного бизнеса, здесь троллейбусное управление находится в
частных руках. Руководители ООО «Елисаветградская транспортная
компания» (ЕТК) с энтузиазмом занимаются развитием троллейбусного дела и
усматривают в нем перспективу. Хотя и не могут пока похвастаться
коммерческим успехом.
Маршрутки себя изжили«Наша главная цель — обеспечить достаточный уровень работы
электротранспорта, ввести в городе практику цивилизованных пассажирских
перевозок, — рассказывает генеральный директор компании Анатолий
Голованов. Идея возникла не сегодня — с 2004 года «Елисаветградская
транспортная компания» взяла в долгосрочную аренду троллейбусное
управление, чтобы вывести его из того плачевного состояния, в котором
оно находилось. На тот момент троллейбусного движения как такового в
Кировограде не было, только маршрутки. В свое время в стране
возникла необходимость в пассажирских маршрутных такси. Транспортные
предприятия перестали финансироваться, и эту нишу заполнила система
перевозок маршрутками. Но на сегодняшний день она себя изжила. Засилье
маршруток, отсутствие изучения пассажиропотока и планирования их работы
привели к хаосу на дорогах. Конкурс на маршруты или не проводится
вообще, как в Кировограде, или проводится без учета пассажиропотока и
особенностей наших дорог. В то же время сохранились троллейбусные
линии — по Кировограду их протяженность более 50 км, есть 6 тяговых
подстанций для обеспечения движения. В лучшие времена, то есть в
советские, на маршруты выходили до 70 троллейбусов, сейчас мы
обеспечиваем движение на пяти основных маршрутах 20—24 машинами». Городские
власти передали ЕТК троллейбусное управление, освободив ее от арендной
платы на 10 лет, но с условием направления этих средств на хозяйственную
деятельность, ремонт и обслуживание техники. Таким образом, особых
привилегий от бесплатной аренды частники не получили. «Запорожская
комиссия регионально-технических экспертов признала аварийным состояние
более 20 км линий и нескольких подстанций, — поясняет директор ЕТК
происхождение подобных льгот. — Впрочем, для приведения в надлежащее
состояние троллейбусного парка, капремонта подвижного состава, тяговых
подстанций, кабельных линий, производственных площадок, зданий и
сооружений необходимо более 18 млн. грн. Освобождение от арендной платы —
это шаг навстречу, но проблем это не снимает». Частично это
делает новый инвестор — ЗАО «Радий» (председатель правления Евгений
Бахмач). С его приходом в 2009 г. ликвидирована 4-месячная задолженность
по зарплате, заработала программа капремонта троллейбусов. Но ситуация
все равно сложная. По закону городской транспорт бесплатно перевозит
льготников, которые составляют более 80% пассажиров. Эти убытки должны
покрываться субвенцией из госбюджета, но она поступает несвоевременно и
не полностью. Во всяком случае в связи с задержкой принятия бюджета на
2010 г. эта программа выполнялась крайне нерегулярно
Игра по правилам и без
Экономически троллейбусы пока проигрывают маршруткам. Даже повышение
цены проезда в кировоградском троллейбусе до 1 грн., утвержденное в
начале года, ситуацию особо не улучшило. Хотя проезд в маршрутке стоит
дороже (1,5 грн.), она «гуляет сама по себе» и зарабатывает в самые
хлебные часы, после чего водитель может спокойно ехать домой. И судя по
обилию маршрутных такси на улицах Кировограда, такое ведение бизнеса
вполне приемлемо для его владельцев. В ЕТК верят в перспективу своего
проекта и называют его социальным и близким к меценатству. Впрочем, и
коммерческая прибыль должна прийти... «Мы понимаем, что в
городском бюджете сейчас недостаточно средств, но хотим видеть шаги
навстречу, в частности оптимизацию транспортного потока. Тогда мы сами
сможем зарабатывать эти деньги, — утверждает г-н Голованов. — Нужно
объединить всю городскую транспортную сеть, создать единую
диспетчерскую, которая будет координировать работу троллейбусов,
автобусов и маршруток. На ключевых маршрутах должны ездить машины
большой вместимости (до 100 пассажиров) — троллейбусы и автобусы,
выдерживающие определенный интервал. Сейчас мы обеспечиваем в часы пик
интервал 6 минут, в другое время — 8. В альянсе с автобусным парком
вполне можем наладить перевозку на центральных маршрутах, это снимет
нагрузку с дорог. Кроме того, нужны в полном объеме субвенции за
перевозку льготных категорий. Или же введение адресной помощи, как это
сделано в России, чтобы человек получал не льготу, а компенсацию и сам
решал, на что потратить деньги». В ожидании оптимизации и слияния в
едином порыве городских транспортных систем ЕТК не теряет времени —
покупает новые троллейбусы, проводит капитальный ремонт старых. Анатолий
Голованов демонстрирует троллейбусные останки, из которых в процессе
капремонта выходят новенькие на вид машины. Замену узловых агрегатов и
кузова делают на Харьковском вагоноремонтном заводе, и стоит это 500
тыс. грн. (новый троллейбус стоит 1,5 миллиона). Троллейбус
восстанавливается на 85%, после чего срок его эксплуатации по документам
продлевается на 10 лет, а на самом деле он служит значительно дольше. В
программе «оживления» значатся 19 старых машин, это планируется сделать
за два года. Совместно с городскими властями компания
организовала троллейбусно-туристические экскурсии — в Кировограде есть
на что посмотреть. Рентабельность таких поездок невысока, но ЕТК важна
популяризация электротранспорта. Идут тут на уступки и в продаже
проездных: в то время как себестоимость проездных на месяц составляет
120 грн., студенту билет обойдется в 30 грн., обычному гражданину — в
50. У руководителей в мечтах — оснащение троллейбусов
GPS-навигаторами, которые позволят отслеживать соблюдение графика, а
также электронные табло на остановках, как в метро. Так почему же
частная компания занимается бизнесом, который пока не приносит прибыли?
Помогают энтузиазм, уверенность в том, что развивается нужный обществу
сектор. А прибыль придет... когда троллейбусные «войска» утвердятся в
центрах городов, вытеснив на окраины остатки армии маршруток. Когда
новые и отремонтированные вместительные, экологичные рогатые машины по
расписанию и указаниям из единой диспетчерской повезут довольных
горожан. Справка «2000»ООО «Елисаветградская транспортная компания»
(троллейбусный парк Кировограда). Генеральный директор Анатолий
Петрович ГОЛОВАНОВ. Адрес: Кировоград, просп. Университетский, 3.
Телефон приемной: (0522) 55-5115.
|