- В крытые павильоны с турникетами, диспетчерскими пунктами и информационными табло будут прибывать городские и пригородные автобусы, - рассказывает генеральный директор КП «Харьковский метрополитен» Сергей Мусеев.
Вообще, по словам первого заместителя городского головы Александра Кривцова, в этом году городской транспорт ждут глобальные изменения. Этому была посвящена международная научно-практическая конференция «Транспортные системы мегаполисов и крупных городов. Концепция перспективного развития транспортной системы Харькова», в которой приняли участие около ста специалистов в области дорожного движения из Германии, Польши, Словакии, Бельгии, Москвы и, конечно, Харькова.
– Сейчас мы работаем над созданием транспортного комплекса, ядром которого будет метро, с единым управлением и системой спутниковой навигации, – говорит вице-мэр. - Существенно изменится структура транспорта, на 90% обновится подвижной состав, будут «укрупнены» автобусы, убраны дублирующие маршруты. Также мы хотим ввести систему единого билета на все виды транспорта и создать удобные остановки, где пассажиры будут пересаживаться с наземного транспорта на метро.
- У нас система единого билета действует с 1993 года, – делится опытом генеральный директор компании общественного транспорта города Штутгарт (Германия) Йохим Краусс. – Однако для того чтобы такой способ расчетов был популярен, билет должен быть дешевым. У нас существует система скидок на сезонные билеты, билеты для школьников и пенсионеров. Кроме того, цена зависит от дальности поездки.
Стоимость билетов, по словам господина Краусса, не покрывает расходов перевозчиков, и все издержки компенсируются городскими властями. Дотация составляет около трети стоимости билета.
- В Европе транспортные перевозки давно стали социальной слугой. А у нас это - бизнес. И большинство проблем создается именно из-за погони за прибылью, - утверждает председатель Харьковского союза работодателей автотранспорта Николай Шевченко. – Так, маломестная маршрутка стоит намного дешевле крупногабаритного автобуса. Предприниматель покупает несколько мелких авто, и в результате там, где мог бы справиться один автобус, идут пять, создавая заторы, загрязняя воздух и прессуя в тесноте пассажиров.
В Харькове, по словам Николая Шевченко, 64 автоперевозчика, между которыми идет жесткая конкурентная борьба. Для сравнения: в том же Штутгарте с населением в 2,5 млн человек перевозчиков всего два.
- Количество операторов нужно сокращать, но городская власть может повлиять на ситуацию только одним способом – объявив тендер, - говорит председатель Союза работодателей автотранспорта.
Кроме того, считают эксперты, необходимо упразднить автомаршруты, неоправданно дублирующие маршруты электротранспорта и создать на рынке автоперевозок систему «подвозящих» не только к метрополитену, но и к троллейбусам и трамваям.
Результатом двухдневного обмена планами, замечаниями и предложениями стала резолюция, которую организаторы направили в Харьковский горсовет.
- Резолюция даст возможность специалистам мэрии и облгосадминистрации выработать нормативные документы и продвинуться еще дальше в реформировании дорожно-транспортной системы города, - подводит итоги губернатор Михаил Добкин.
Ежедневно горожан обслуживает 320 вагонов метро, 500 трамваев и троллейбусов и 1200 автобусов. Они перевозят около 1,7 млн пассажиров в день.
В 2009 году метро, трамваи и троллейбусы перевезли 390 млн пассажиров, в том числе 76,6 млн – трамваи, 74 млн – троллейбусы. Маршрутки в прошлом году перевезли 107 млн харьковчан.