Бело-голубые маршрутки на улицах города как пример честной конкуренции между частными и муниципальными перевозчиками? В Харькове появился транспорт, на котором водители и кондукторы ведут предвыборную агитацию. В мэрии уверяют: к этим инициативам не причастны. Напротив, заняты организацией честной конкуренции между перевозчиками за счет создания коммунального предприятия "Харьковпасс" Салтовка, район универмага "Украина". Когда-то, обещают проекты, сюда дойдет линия метро. Пока же, чтобы добраться в центр, придется воспользоваться как минимум двумя видами транспорта. Трамваи, троллейбусы, маршрутки - довезут в разные концы города, говорят пассажиры, но не всегда удобным путем. Валентина, пенсионерка: «24-й троллейбусный маршрут, он до «Барабашова» постоянно, а вот 19, 20 - очень редко, люди ждут на Московский проспект». Удобно и быстро для пассажиров, прибыльно – для предприятия. Именно так декларируют необходимость изменения транспортной схемы города и создания коммунального предприятия "Харьковпасс" в муниципалитете. Согласие на это депутаты дали на прошлой сессии. Сейчас, говорят в мэрии, все автоперевозчики друг у друга и у коммунального транспорта в целом отбирают пассажиров. Почему так бездумно раздавали маршруты раньше - в мэрии теперь не комментируют. Но уже к середине 2010 года, обещают транспортники, схема будет изменена таким образом, что пассажиры смогут добраться до места назначения всего одним видом транспорта. При этом, планируют в мэрии, маршруты не будут дублироваться: там, где натянуты провода, будут господствовать троллейбусы, где проложены рельсы - трамваи. Сергей Мусеев, директор КП "Харьковский метрополитен": «Там, где не будет хватать горэлектротранспорта, для наземных перевозок пассажиров будут закуплены мэрией автобусы. Городские, низкопольные, большой вместительности. Они покроют основные магистральные перевозки по городу. А внутриквартальные, или второстепенные, или третьестепенные подводы к метрополитену или транспортным узлам будут обеспечивать по-прежнему частными перевозчиками». Такая схема, обещают транспортники, позволит с помощью менее затратных муниципальных автобусов зарабатывать на жизнь электротранспорта. Но сколько для улучшения бухгалтерских показателей придется сократить маршрутов трамваев и троллейбусов, в "Горэлектротрансе" не комментируют. Сейчас, утверждают руководители предприятия, люди и так увольняются, зарплату снова задолжали за три месяца, поэтому и профсоюзы готовы поддержать любые меры ради сохранения предприятия. Сергей Тесленко, председатель областного объединения профсоюзов: «Самое страшное, что люди, не дожидаясь решения этой проблемы, уходят с данного коллектива, ища возможность хоть где-то заработать денег. Мы готовы принять любую схему, которая будет предложена руководством города, исполнительным комитетом, сессией горсовета, но только те, которые будут работать во благо трудовых коллективов». Частные перевозчики идею "Харьковпасса" обсуждают без особого оптимизма. Мол, проблема не только в том, что им на откуп останутся лишь менее прибыльные внутриквартальные маршруты. Само задание изменить транспортную схему требует немало средств и детального изучения проблемы. Иначе начнется транспортный коллапс. Николай Шевченко, председатель областного профсоюза работодателей на транспорте: «Это требует, во-первых, очень больших денег, очень больших организационных моментов, и в-третьих - очень велика опасность всяких социальных проблем, которые будут с этим связаны, потому что это люди - один автобус за сутки перевозит до тысячи человек. Поэтому принимать решение, тот автобус поедет в одну сторону - тот в другую при сложившейся схеме пассажиропотока, может привести только к недовольству горожан». Мнение перевозчиков, которые финансово заинтересованы в сохранении некоторых маршрутов, разделяют и немало горожан. Говорят, один вид транспорта на маршруте лишит их права выбора. Юлия, учитель: «Во многие места можно добраться только на каком-то определенном виде. Я, например, езжу на маршрутке, если оставят только троллейбусы, мне будет неудобно». Сергей, строитель: «Пусть бы городской бы был - для всех и дешевле было бы. Троллейбус, трамвай бы оставался». Ирина, медицинский работник: «Если один оставить, в зависимости у кого какое положение финансовое. И что здесь будет твориться, если только один вид транспорта! Наши бабушки-дедушки однозначно не будут ездить, это понятно. А мы..тоже очень тяжело - так выстоять на один вид транспорта». Но в мэрии революционные заявления относительно распределения маршрутов несколько смягчают: мол, предприятие "Харьковпасс" только что создано, его работа до конца не определена, но она будет строиться только на конкурентных началах. Геннадий Кернес, секретарь горсовета: «Мы сегодня способны создать в городе Харькове коммунальное предприятие, которое бы конкурировало бы с частными перевозчиками, а харьковчане бы выбирали тот транспорт, который удобен, безопасен и, соответственно, по стоимости подходил». Впрочем, как сообщает интернет-издание "Главное", конкурировать начали несколько специфически. На совещании в мэрии секретарь горсовета Геннадий Кернес настойчиво порекомендовал украсить маршрутки символикой Партии регионов. Их уже сегодня можно встретить в городе, хотя водители по поводу бело-голубых украшений общаться не желали. Водитель автобуса: «Извините, некогда». Водитель автобуса: «Да, повесили в машине флажочки». И хотя некоторые перевозчики подтвердили новостям АТН, что речь идет о принуждении со стороны горвласти, сам Геннадий Кернес заверил: публичные проявления симпатии к политической силе - это личный выбор перевозчиков, а на совещании речь шла только об оптимизации труда транспортников.
|