Пассажирский ПС |  |
|  |
Служебный ПС |  |
|  |
Исторический ПС |  |
|  |
Вход |  |
Внимание! Зарегистрированные на любых сайтах Ucoz пользователи в регистрации не нуждаются
|  |
Наши партнёры |  |
| |
За окном |  |
|  |
Статистика |  |
|  |
Найти машину |  |
|  |
|
Приветствую Вас, Пассажир · RSS |
Годы серийного выпуска:
Киев-2: 1960 - 1962
Киев-4: 1962 - 1969 |
 |
Годы поставки в Харьков:
Киев-2: 12.1961
Киев-4: 1964-1967 |
Эксплуатация в Харькове:
Киев-2: 12.1961 - 5.1971
Киев-4: 1964 - 1971 (пасс), 1971-1977 (буфет) |
В 1958 году на КЗЭТе была начата сборка троллейбусов ТБЭС. Однако экскурсионные по своему предназначению машины довольно слабо подходили для маршрутной эксплуатации, потому практически сразу завод начал разработку собственной модели. Разработка и изготовление экспериментального образца модели 2Т велись на протяжении 1959 года под руководством В. Серёгина группой конструкторов завода. В апреле 1960 года эта машина получила инвентарный номер 418.
Имея большинство агрегатов и электрооборудование от МТБ-82, эта модель отличалась конструкцией кузова со створчатыми дверьми, наподобие тогдашних трамвайных вагонов МТБ-82 и КТМ/КТП-1, а также использованием более надежного двухступенчатого редуктора заднего моста МАЗ-200. Кроме того, было увеличено число стоячих мест, чего достигли за счет планировки салона 2+1. Модель имела удлиненный передний свес, как в ТБЭС, однако первые двери переместились за передний мост, что позволило сделать их более широкими, вместе с тем увеличивая площадь кабины водителя. К сожалению, такие конструктивные особенности и стали главным недостатком машины: увеличенный передний свес послужил причиной повышенное нагрузки на управляемую ось, а усилителя руля тогда еще не было ни на одной отечественной модели. Уже в августе эту машину исключили из пассажирского инвентаря и отправили на КЗЭТ, где спустя некоторое время решили отказаться от подобной конструкции, и переоборудовать 2Т. |
 |
 |
Осенью 1960 года было начато серийное производство новой модели с укороченным передним свесом (КЗЭТ-2Ту) Киев-2 (КТБ-1). Эти машины поступали преимущественно в Киев, однако многие из них в 1966-1968гг. были переданы в десяток городов Украины. До наших дней дожил всего один экземпляр троллейбуса Киев-2 - №113 г.Запорожье, 1964 года выпуска. Этот троллейбус в 1996 году был выкуплен музеем Мосгортранса для реставрации.
|
В 1962 году конструкторы КЗЭТа начали разработку новой версии Киев-2. Новая машина получила индекс Киев-4, т.к. индекс Киев-3 был присвоен троллейбусам ТБЭС, прошедшим модернизацию на КЗЭТ в 1962 году. Часть машин прошла глубокую модернизацию и получила индекс Киев-3А.
Новые троллейбусы поступили в 20 городов Украины и даже (по непроверенной информации) в г.Орёл.
Троллейбусы имели 30 сидячих мест, общая вместимость - 65 человек. Длина троллейбуса - 10330мм. Тяговый двигатель ДК-202Б мощностью 86кВт обеспечивал скорость в 50км/ч. В отличие от Киев-2, новый Киев-4 получил новые лобовые стёкла (из двух частей, а не четырёх), а так же новые двери (без средней стойки), заднее остекление, сидения и отделку салона.
|
 |

Салон Киев-2 |

Салон Киев-4 |

Салон Киев-4 |
На момент создания троллейбусы уже были несколько устаревшими. Так, в то время массово выпускались троллейбусы вместимостью около 100 человек (ЗиУ-5), велась разработка семейства ЗиУ-9. Поэтому троллейбусы Киев исчезли с улиц городов уже к середине 1970-ых.
Отдельно хочется отметить, что в двух городах (Харьков и Днепропетровск) проводились эксперименты по созданию СМЕ из троллейбусов Киев-4, однако массово эти СМЕ так и не использовались - харьковская проработала менее чем полгода, днепропетровская - ещё меньше.
После вывода троллейбусов из маршрутной эксплуатации немалое количество машин было переоборудовано в учебные троллейбусы, троллейбусы-техпомощи или буфеты. Однако и в этой роли троллейбусы проработали совсем недолго.
Автор статьи выражает благодарность администрации интернет-сообщества «Малоизвестные отечественные трамваи и троллейбусы» за собранный ими уникальный фотоматериал, использованный в данной статье
Список машин Киев-2 и Киев-4, работавших в Харькове
Парк. №
|
Годы эксплуатации
|
Примечания
|
Парк. №
|
Годы эксплуатации
|
Примечания
|
КТБ-1 "Киев-2"
|
230
|
12.1961-5.1971
|
с 1964г. 301
|
|
12.1961-5.1971
|
с 1964г. 302
|
"Киев-4"
|
303
|
1964-1971
|
|
331
|
196?-1971
|
|
304
|
1964-1971
|
|
332
|
196?-1971
|
|
305
|
1964-1971
|
|
333
|
196?-1971
|
|
306
|
1964-1971
|
|
334
|
196?-1971
|
|
307
|
1964-1971
|
|
335
|
196?-1971
|
|
308
|
1964-1971
|
|
336
|
196?-1971
|
|
309
|
1964-1971
|
|
337
|
196?-1971
|
|
310
|
196?-1971
|
|
338
|
196?-1971
|
|
311
|
196?-1971
|
|
339
|
196?-1971
|
|
312
|
196?-1971
|
|
340
|
196?-1971
|
|
313
|
196?-1971
|
|
341
|
196?-1971
|
|
314
|
196?-1971
|
|
342
|
196?-1971
|
|
315
|
196?-1971
|
|
343
|
196?-1971
|
|
316
|
196?-1971
|
|
344
|
196?-1971
|
|
317
|
196?-1971
|
|
|
1966-1971 - пасс.
1971-1977 - буфет
|
|
318
|
196?-1971
|
|
|
1966-1971 - пасс.
1971-1977 - буфет
|
|
319
|
196?-1971
|
|
347
|
196?-1971
|
|
320
|
196?-1971
|
|
348
|
196?-1971
|
|
321
|
196?-1971
|
|
349
|
196?-1971
|
|
322
|
1965-1971
|
|
350
|
196?-1971
|
|
323
|
1965-1971
|
|
351
|
196?-1971
|
|
324
|
1965-1971
|
|
352
|
196?-1971
|
|
|
1965-1971 - пассажирский
1971-1977 - буфет
|
После переоборудования в
буфет получил номер 015
|
353
|
1967-1971
|
|
326
|
1965-1971 - пассажирский
1971-3.1977 - техпомощь
|
После переоборудования в
техпомощь получил номер 016
|
354
|
1967-1971
|
|
|
1965-1971
|
СМЕ 327-328 в 1970г.
|
355
|
1967-1971
|
|
328
|
1965-1971
|
СМЕ 327-328 в 1970г.
|
356
|
1967-1971
|
|
329
|
196?-1971
|
|
357
|
1967-1971
|
|
330
|
196?-1971
|
|
-- |
-- |
-- |
* 196? в годе выпуска обозначает, что точный год выпуска неизвестен, известен лишь промежуток - 1964-1967гг.
При этом троллейбусы 1964-1965г.в. эксплуатировались в троллейбусном депо №1, а 1966-1967г.в. в троллейбусном депо №2
** Некоторые машины были переоборудованы в буфеты, техпомощи, учебные и т.п. Машины, находившиеся на балансе депо №1 после переоборудования получали номера 0хх. Известно о существовании машин 015-018, однако точные "пассажирские" номера большинства из них неизвестны. Машины, находившиеся на балансе троллейбусного депо №2, продолжали работать под старым номером.
*** Машины Киев-2 и Киев-4 1964-1965гг. выпуска состояли на балансе троллейбусного депо №1, 1966-1967гг. выпуска на балансе троллейбусного депо №2
****В августе 1970 года на улицы Харькова вышла экспериментальная СМЕ из троллейбусов 327-328. Система проработала до конца 1970 года и была расцеплена. Жёлтым цветом выделена пара машин, работавших по СМЕ
Источники
- Музей рабочей славы ХКП "ГорЭлектроТранс"
- Материаллы газеты "Вечерний Харьков"
- "Харьков Транспортный"
|