Пассажирский ПС | |
| |
Служебный ПС | |
| |
Исторический ПС | |
| |
Вход | |
Внимание! Зарегистрированные на любых сайтах Ucoz пользователи в регистрации не нуждаются
| |
Наши партнёры | |
| |
За окном | |
| |
Статистика | |
| |
Найти машину | |
| |
|
Приветствую Вас, Пассажир · RSS |
Годы серийного производства:
ТБЭС-ВСХВ: 4.02.1956 - 04.1960
МТБЭС: 1958 - 1964
|
|
Годы поставки в Харьков:
1957 - 1962
|
Эксплуатация в Харькове:
1957 - 1967 |
В 1954 году была восстановлена Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). На территории площадью 207 га расположилось 383 здания и павильона. Для обслуживания выставки была построена троллейбусная линия длиной 9,5 км, имевшая в плане форму подковы и разворотные кольца по обе стороны от главного входа. По новой линии в летнее время курсировали троллейбусы нового маршрута "В". Первоначально здесь работали специальные троллейбусы МТБ-ВСХВ, сделанные на заводе имени Урицкого на базе модели МТБ-82Д - с несколько увеличенными окнами салона, дополнительными огоньками по бортам и литыми украшениями. Однако на выставке должны работать принципиально новые троллейбусы, разработка которых была поручена СВАРЗу.
В 1955 году под руководством главного конструктора В. В. Строганова был создан новый троллейбус.
|
Принципиально новые кузовные и дизайнерские решения поражали воображение. Новая машина получила окна из пластика, которые открывались "заезжая" под скосы крыши, тоже прозрачные. В салоне троллейбуса было установлено 32 сидячих места, при чём на задней площадке находился огромный диван. Поручней не было, ведь в троллейбусе ездили только сидя. В проходе находилась ковровая дорожка, а на широкой задней стойке - зеркало. На самом первом троллейбусе применялись удлинённые штанги. По задумке, они должны были обеспечивать лучшую манёвренность, однако довести конструкцию до совершенства не удалось, потому на последующих машинах применялись стандартные штанги. Ходовая часть и электрооборудование были практически полностью идентичны МТБ-82.
|
Первые два троллейбуса были построены в 1955 году, серийное же производство было начато в 1956. По информации сайта "Московский троллейбус", с 4 февраля 1956 года до конца года было построено 18 троллейбусов.
Изначально все троллейбусы работали на выставочном маршруте, однако с апреля 1956 года новые машины стали использовать сначала как экскурсионные в Москве, затем (с 19.07.1956) - как маршрутные. Примерно тогда же новые ТБЭС в единичных количествах стали поступать в другие города - Харьков, Ленинград, Симферополь |
|
|
С 1958 года начат выпуск троллейбусов МТБЭС. Эти троллейбусы были изначально ориентированы на работу на городских маршрутах, потому внешний вид и салон были значительно упрощены. Исчезли пластиковые окна, значительно упрощён дизайн лобовой маски, заменены двери. Обшивка сидений вместо велюровой стала "кожезаменительной", а в проходе появились поручни. Для более комфортной работы на городских улицах появился пневмоусилитель руля. Небольшие изменения произошли и в расположении электрооборудования, например расположение контакторной панели.
|
Интересно то, что параллельно с началом производства МТБЭС выпуск экскурсионных ТБЭС прекращён не был, однако некоторые изменения (например, новое лобовое) перекочевали с МТБЭС на ТБЭС (например, ТБЭС 1958 года выпуска, подаренный Севастополю по случаю празднования 175-летия города 13.06.1958, а так же троллейбусы 1960г.в., поступившие в Минск и Харьков). Известны примеры установки лобового стекла "из четырёх частей" и на более ранние ТБЭСы, вероятнее всего в процессе эксплуатации.
Троллейбусы МТБЭС поставлялись в несколько городов СССР - Харьков, Ригу, Ленинград, Севастополь |
|
|
Всего было выпущено чуть более сорока троллейбусов ТБЭС (1956 - 1960 г.в.) и чуть менее 500 МТБЭС (1958 - 1964 г.в.).
В 1959 году в кузове ТБЭС был собран опытный электробус. Машина должна была подвозить пассажиров к самолёту и отвозить от самолёта до аэровокзала в аэропорту Внуково. Предполагалось, что машина будет заряжаться в гараже, а на ходу питаться от аккумуляторов. К сожалению, сохранилось всего несколько фотографий и нет никакой информации о судьбе этой уникальной машины.
|
В начале 60-ых, в связи с поступлением новых ЗиУ-5, часть троллейбусов передавалась в другие города. Так московские красавцы попали в Ленинград, Киев, Харьков, Ярославль, Симферополь, Севастополь, Житомир и Ташкент. Часть машин были затем повторно переданы (например, троллейбус 432 попал в Харьков, а затем в Полтаву). К сожалению, кузов новых троллейбусов обладал весьма низкой прочностью, потому уже к середине 70-ых годов последние представители этих моделей исчезли с улиц городов.
Долгое время троллейбусы ТБЭС считались безвозвратно утерянными, однако в 1991 году был найден кузов одного такого троллейбуса. С помощью энтузиастов уникальная находка была восстановлена и заняла почётное место в музее Мосгортранса. В этом же музее находится единственный восстановленный МТБЭС.
В Харьков СВАРЗовское детище впервые поступило в сентябре 1957 года. Это был ТБЭС №416, переданный из Москвы, где работал на выставке ВСХВ. Машина сохранила московский номер и долгое время работала у нас "в одиночестве", пока в 1959 году в город не поступили троллейбусы ТБЭС (401-403), изготовленные специально для нашего города. Машины работали на центральных маршрутах Харькова. Затем в Харьков поступило два ТБЭСа "позднего образца" (404-405). Эти машины отличались упрощённым лобовым остеклением (из четырёх частей).
В 1962 году Харьков получил ещё десять ТБЭСов (б/у из Москвы). Один из них (433) практически сразу был передан в Полтаву, остальные (сохранив, по традиции, московские номера) остались работать на маршрутах первого (тогда ещё единственного) троллейбусного депо. В тот же период в город пришло три новых МТБЭС (406, 407, 408). Троллейбусы работали преимущественно на центральных маршрутах, а так же на маршруте №5, соединяющим центр города с аэропортом.
К сожалению, из-за массовых поставок ЗиУ-5 и низкой надёжности кузова троллейбусы проработали совсем недолго. Машины 1957-1960г.в. были списаны в 1965 году (кроме 401, который продолжил свою карьеру в Херсоне), а МТБЭСы 406, 407, 408 в январе 1966 года были переданы в новое троллейбусное депо №2, где проработали всего полтора года. До наших дней, вероятнее всего, ни один харьковский СВАРЗ так и не дожил.
Список ТБЭС и МТБЭС, работавших в Харькове
Парк.№
|
Годы эксплуатации
|
Примечания
|
Парк. №
|
Годы эксплуатации
|
Примечания
|
ТБЭС-ВСХВ
|
401
|
1959-12.1965
|
С 1966 - Херсон |
418
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - экспл. в Харькове
|
|
402
|
1959-1965
|
|
425
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - экспл. в Харькове
|
|
403
|
1959-1965
|
|
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
|
|
404
|
2.1960-1965
|
|
429 |
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
|
|
405
|
|
|
430
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
|
|
411
|
1956-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
|
|
431
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
|
|
|
09.1956-1957 - экспл. в Москве
1957-1965 - в Харькове
|
|
432
|
1958-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
|
|
417
|
1956-1962 - экспл. в Москве
1962-1965 - в Харькове
|
|
433 |
1958-1962 - экспл. в Москве
1962 - экспл. в Харькове |
С 1962 - Полтава |
СВАРЗ-МТБЭС
|
|
1962-1965 - в тр.депо 1
1966-1967 - в тр.депо 2
|
|
408
|
1962-1965 - в тр.депо 1
1966-1967 - в тр.депо 2
|
|
407
|
1962-1965 - в тр.депо 1
1966-1967 - в тр.депо 2
|
|
|
|
|
* Машины 411, 416, 417, 425, 427, 429, 430-433 были переданы из Москвы без перенумерования
**На машине 416 была впервые применена бескондукторная система оплаты проезда
==Источники:==
- Музей рабочей славы ХКП "ГорЭлектроТранс"
- Материалы газеты "Вечерний Харьков"
- Рассказы работников депо №1
- Статья на сайте "Московский троллейбус"
Дополнительно:
|