Регистрация Вход Записи радиоинформаторов Статьи NEW!
Вопросы о Харьковском троллейбусе Фоторепортажи Избранные фотографии
Новые возможности

Харьковский троллейбус

Последние новости городского транспорта Первой Столицы

добавить на Яндекс

Харьковский троллейбус - избранное

Наиболее ценные фотографии нашего сайта. Следите за обновлениями прямо на главной странице Яндекса!

добавить на Яндекс

Пассажирский ПС

Служебный ПС

Исторический ПС

Обновления

25.01.2016 - 3 фотографии


Троллейбусы-буфеты: МТБ-82Д: 01




ЗиУ-682В: 712


Вход
Внимание! Зарегистрированные на любых сайтах Ucoz пользователи в регистрации не нуждаются

Наши партнёры


За окном
Яндекс.Погода

Статистика

[ Сегодня нас посетили ]
Сейчас на сайте 1
из них посетителей 1
пользователей 0

Найти машину


Приветствую Вас, Пассажир · RSS

Годы серийного выпуска:
1938 - 1941
Годы поставки в Харьков:
ЯТБ-4: 03.1939 - 1941
ЯТБ-4А: 1944
Годы эксплуатации в Харькове:
1939 - 1961
(1964)
Проектирование ярославских троллейбусов было начато осенью 1935 года. Директор завода В. А. Еленин с большой ответственностью отнесся к организации выпуска новой продукции, выделил максимум из весьма ограниченных производственных площадей. Под новое дело использовали помещения ФЗУ — фабрично-заводского училища. Обойный участок разместили в раздевалке, жестяницкую — в литейной мастерской, компрессоры пневматического привода тормозов собирали в красном уголке инструментального цеха, кузова — во дворе завода, под навесом. В сжатые сроки для проектирования кузова организовали специальное КБ, руководить которым поручили инженеру В. В. Осепчугову, а для обеспечения серийного выпуска — смежные производства: тормозного и электрооборудования, колёс, шин, резиновых изделий и др. Деревянный кузов проектировали конструкторы Крашенинников, Васильев, Хренов, а раму — Брейтовский. В ноябре 1935 г. спроектировали дисковый стояночный тормоз, взяв за основу от грузовика ЯГ-6, и двухбарабанные тормоза колёс. Одновременно с проектированием изготавливали кузова двух опытных образцов, сдвоенные пассажирские сидения и кресло водителя с регулировкой высоты и перемещением вперёд, другие агрегаты. Также в проектировании оборудования для будущего троллейбуса занимались специалисты НАТИ и завода «Динамо» имени С. М. Кирова. Конструкторское бюро ЗиСа сыграло значительную роль в разработке троллейбуса.
 
Первые машины модели ЯТБ-1 были выпущены в начале 1936 года. Новый троллейбус имел стандартную для тех лет рамную структуру - на прочную металлическую раму устанавливался кузов, собранный из деревянного каркаса и обшитый стальными листами Первые машины получились совсем громоздкими - пустой троллейбус весил 9100кг. По сравнению со своим предшественником ЛК-1 машина получилась гораздо современнее. Исчез страшный гул трансмиссии, благодаря переносу двигателя влево значительно понизился уровень пола в проходе. Двигатель ДТБ-60 позволял развивать скорость до 40км/ч. В салоне могли разместиться 48 пассажиров, из них 34 - сидя.
 
 Появились пневматические двери, дежурное освещение салона (на случай отсутсвия напряжения в КС). Были конечно и недостатки, которые постоянно устранялись - так, первые ЯТБ страдали от несовершенной тормозной и в целом пневматической системы.
В 1937 году в серию была запущена усовершенствованная версия - ЯТБ-2. Эти троллейбусы были чуть легче, оттого чуть динамичнее. Исчезло большинство проблем предшественника (например, роликовые токосъёмники были заменёны на графитовые вставки).
 
Следующая модель, ЯТБ-4, была запущена в серийное производство в конце 1938 года. К тому времени троллейбусные системы работали уже в десятке городов СССР, и троллейбусы выпускались довольно серьёзными партиями, более двухсот машин в год. На ЯТБ-4 устанавливались (уже по центру) новые тяговые двигатели ДК-201Б вместо ДТБ-60. Новый двигатель был мощнее (74кВт против 60кВт у ДТБ-60), меньше и легче своего предшественника, и новая машина смогла развивать скорость в 57,5км/ч, разгоняясь с ускорением до 1м/с^2. Так же новый троллейбус был чуть длиннее своих предшественников (9500мм против 9300), сидячих мест стало 33, общая вместимость - 50 человек. Троллейбус получил новый компрессор, слегка изменённую главную передачу и изменённую электросхему. Внешнее отличие было только одно - пуско-тормозные реостаты перенесли с крыши под пол для лучшей защиты от осадков (к слову, через несколько десятков лет на многих моделях троллейбусов блок ПТР стали снова устанавливать на крышу, для лучшего охлаждения).
 
Был значительно облегчён кузов, пустой троллейбус теперь весил 8500кг. Кроме того, была применена ставшая в последствии стандартной схема торможения - левая педаль теперь сначала включала электротормоз, а при большем нажатии подключала пневматику. Салон по-прежнему вмещал 34 сидячих пассажира. Выпуск этих машин до 1941 года; часть из московских ЯТБ после войны была отправлена на экспорт в Варшаву.

 
В конце 1940-ых в Тушино был начат выпуск троллейбусов МТБ-82. Более вместительные и современные машины уже к концу 50-ых вытеснили ЯТБ с улиц большинства городов. Последние экземпляры ЯТБ исчезли с маршрутов в середине 60-ых. Долгое время считалось, что ни одного экземпляра этих троллейбусов не сохранилось, однако в 2000 году в селе Ленинградской области был обнаружен кузов троллейбуса ЯТБ-1. уникальная машина была восстановлена и уже 15 мая 2004 года вышла на улицы Санкт-Петербурга, став действующим экспонатом музея городского транспорта "северной столицы".
 
В Харьков первые троллейбусы ЯТБ-4 были поставлены в марте 1939 года. Пока велось строительство первой троллейбусной линии (от Дома РККА, р-н нынешнего сквера "Вечного огня", до Горпарка) троллейбусы стояли в Коминтерновском трамвайном депо, однако уже в апреле было завершено строительства троллейбусное депо на улице Сумской, на месте нынешней "Зеркальной Струи". 30 апреля 1939 года (по др.данным - 3 мая) состоялась обкатка линии, а уже пятого мая троллейбусы начали регулярно перевозить пассажиров. Осенью 1939 года и в начале 1940 года поставки новых машин продолжались. Всего до войны было поставлено 27 троллейбусов ЯТБ-4. Эти машины ежедневно осуществляли движение по двум маршрутам: №1 Горпарк - дом РККА и №2 Горпарк - Южный вокзал до октября 1941 года, когда движение было прекращено в связи с оккупацией города немецкими войсками.
 

"Недоехавший" до Харькова
ЯТБ-4А в Алма-Ате
Часть ЯТБ (восемь машин) были полностью уничтожены во время военных действий, остальные машины пострадали меньше и были восстановлены в течение двух лет. Интересен тот факт, что в 1941 году Харьков должен был получить двенадцать троллейбусов ЯТБ-4А, однако из-за начавшихся военных действий эти машины были отправлены в город Алма-Ата, где простояли до 1944 года. В 1944 году шесть троллейбусов открыли движение по новой линии в Алма-Ате, остальные шесть были отправлены в Харьков. У нас эти машины были восстановлены (т.к. за три года простоя потеряли свою работоспособность). После восстановления в Харькове осталось лишь две машины (№80 и 81), остальные были отправлены в другие города.
 
В конце 1940-ых многие троллейбусы прошли ремонт, в ходе которого получили новые окна и маршрутоуказатели. Примерно тогда же две машины (55 и 66) были переоборудованы в грузовые. В 1954 году были начаты списания троллейбусов. К тому моменту машины 1939г.в. намотали уже более миллиона километров. Последние троллейбусы ЯТБ-4 исчезли с маршрутов в 1961 году. Часть машин продолжали работать в качестве служебных до 1963-1964гг. Нередко списанные троллейбусы исполняли какие-то статические роли - бытовок, "штабов строительства" и др. К сожалению, уцелевшие кузова харьковских ЯТБ обнаружены не были, и вероятнее всего эти троллейбусы навсегда остались в истории.
"Штаб строительства" новой троллейбусной линии, 1958 год



 
Список ЯТБ-4 и ЯТБ-4А, работавших в Харькове
Парк. № Годы эксплуатации Примечания Парк. № Годы эксплуатации Примечания
ЯТБ-4
50 5.1939 - 2.1954   65 11.1939-195?  
51
5.1939-1954
 
11.1939-1954 - пассажирский
1954-1964 - грузовой
 
5.1939-7.1956
передан в Запорожье
67
11.1939-7.1961
 
5.1939-1954
 
68
1940-195?
 
54
5.1939-1954
 
69
1940-1941
 
5.1939-1954 - пассажирский
1954-1964 - грузовой
 
70
1940-1941
 
56
5.1939-1954 - пассажирский
1954-1963 - учебный
 
71
11.1939-195?
 
57
5.1939-1941
 
72
1940-1941
 
58
5.1939-7.1956
передан в Львов
73
1940-1941
 
59
5.1939-7.1956
передан в Алчевск
74
1940-1941
 
60
11.1939-195?
 
75
1940-1941
 
11.1939-195?
 
76
1940-1941
 
62
11.1939-195?
       
11.1939-195?
       
64
11.1939-195?
       
ЯТБ-4А
80
1941-1944 - Алма-Ата
1944-1961 - экспл.
 
83
1941-1944 - Алма-Ата
1944 - восстановление
передан в другой
город в 1944 году
1941-1944 - Алма-Ата
1944-1961 - экспл.
 
84
1941-1944 - Алма-Ата
1944 - восстановление
передан в другой
город в 1944 году
82
1941-1944 - Алма-Ата
1944 - восстановление
передан в другой
город в 1944 году
85
1941-1944 -Алма-Ата
1944 - восстановление
передан в другой
город в 1944 году

* 195? вместо даты списания обозначает, что точная дата списания неизвестна, ориентировочно в промежуток со второй половины 1954 до конца 1960 года

** Все троллейбусы ЯТБ-4 и ЯТБ-4А находились на балансе депо №1

***Часть машин ЯТБ-4 и все ЯТБ-4А в начале 1950-х гг. прошли модернизацию-в них были установлены новые окна и маршрутоуказатели, аналогичные установленным на машинах МТБ-82Д

==Источники:==

  • Музей рабочей славы ХКП "ГорЭлектроТранс"
  • Фотографии c фотовыставки, посвящённой дню освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков
  • Фотографии машин на сайте "Харьков транспортный"
Автор статьи выражает благодарность администрации интернет-сообщества «Малоизвестные отечественные трамваи и троллейбусы» за собранный ими уникальный фотоматериал, использованный в данной статье
Вы используете браузер " "
Авторская группа сайта © 2009-2015. Мы работаем для Вас!
Clock for website скрипт часов для сайта

English Version