Пассажирский ПС | |
| |
Служебный ПС | |
| |
Исторический ПС | |
| |
Вход | |
Внимание! Зарегистрированные на любых сайтах Ucoz пользователи в регистрации не нуждаются
| |
Наши партнёры | |
| |
За окном | |
| |
Статистика | |
| |
Найти машину | |
| |
|
Приветствую Вас, Пассажир · RSS |
Годы серийного выпуска:
1938 - 1941 |
|
Годы поставки в Харьков:
ЯТБ-4: 03.1939 - 1941
ЯТБ-4А: 1944 |
Годы эксплуатации в Харькове:
1939 - 1961 (1964) |
Проектирование ярославских троллейбусов было начато осенью 1935 года. Директор завода В. А. Еленин с большой ответственностью отнесся к организации выпуска новой продукции, выделил максимум из весьма ограниченных производственных площадей. Под новое дело использовали помещения ФЗУ — фабрично-заводского училища. Обойный участок разместили в раздевалке, жестяницкую — в литейной мастерской, компрессоры пневматического привода тормозов собирали в красном уголке инструментального цеха, кузова — во дворе завода, под навесом. В сжатые сроки для проектирования кузова организовали специальное КБ, руководить которым поручили инженеру В. В. Осепчугову, а для обеспечения серийного выпуска — смежные производства: тормозного и электрооборудования, колёс, шин, резиновых изделий и др. Деревянный кузов проектировали конструкторы Крашенинников, Васильев, Хренов, а раму — Брейтовский. В ноябре 1935 г. спроектировали дисковый стояночный тормоз, взяв за основу от грузовика ЯГ-6, и двухбарабанные тормоза колёс. Одновременно с проектированием изготавливали кузова двух опытных образцов, сдвоенные пассажирские сидения и кресло водителя с регулировкой высоты и перемещением вперёд, другие агрегаты. Также в проектировании оборудования для будущего троллейбуса занимались специалисты НАТИ и завода «Динамо» имени С. М. Кирова. Конструкторское бюро ЗиСа сыграло значительную роль в разработке троллейбуса.
|
Первые машины модели ЯТБ-1 были выпущены в начале 1936 года. Новый троллейбус имел стандартную для тех лет рамную структуру - на прочную металлическую раму устанавливался кузов, собранный из деревянного каркаса и обшитый стальными листами Первые машины получились совсем громоздкими - пустой троллейбус весил 9100кг. По сравнению со своим предшественником ЛК-1 машина получилась гораздо современнее. Исчез страшный гул трансмиссии, благодаря переносу двигателя влево значительно понизился уровень пола в проходе. Двигатель ДТБ-60 позволял развивать скорость до 40км/ч. В салоне могли разместиться 48 пассажиров, из них 34 - сидя.
|
Появились пневматические двери, дежурное освещение салона (на случай отсутсвия напряжения в КС). Были конечно и недостатки, которые постоянно устранялись - так, первые ЯТБ страдали от несовершенной тормозной и в целом пневматической системы.
В 1937 году в серию была запущена усовершенствованная версия - ЯТБ-2. Эти троллейбусы были чуть легче, оттого чуть динамичнее. Исчезло большинство проблем предшественника (например, роликовые токосъёмники были заменёны на графитовые вставки). |
|
|
Следующая модель, ЯТБ-4, была запущена в серийное производство в конце 1938 года. К тому времени троллейбусные системы работали уже в десятке городов СССР, и троллейбусы выпускались довольно серьёзными партиями, более двухсот машин в год. На ЯТБ-4 устанавливались (уже по центру) новые тяговые двигатели ДК-201Б вместо ДТБ-60. Новый двигатель был мощнее (74кВт против 60кВт у ДТБ-60), меньше и легче своего предшественника, и новая машина смогла развивать скорость в 57,5км/ч, разгоняясь с ускорением до 1м/с^2. Так же новый троллейбус был чуть длиннее своих предшественников (9500мм против 9300), сидячих мест стало 33, общая вместимость - 50 человек. Троллейбус получил новый компрессор, слегка изменённую главную передачу и изменённую электросхему. Внешнее отличие было только одно - пуско-тормозные реостаты перенесли с крыши под пол для лучшей защиты от осадков (к слову, через несколько десятков лет на многих моделях троллейбусов блок ПТР стали снова устанавливать на крышу, для лучшего охлаждения).
|
Был значительно облегчён кузов, пустой троллейбус теперь весил 8500кг. Кроме того, была применена ставшая в последствии стандартной схема торможения - левая педаль теперь сначала включала электротормоз, а при большем нажатии подключала пневматику. Салон по-прежнему вмещал 34 сидячих пассажира. Выпуск этих машин до 1941 года; часть из московских ЯТБ после войны была отправлена на экспорт в Варшаву. |
|
|
В конце 1940-ых в Тушино был начат выпуск троллейбусов МТБ-82. Более вместительные и современные машины уже к концу 50-ых вытеснили ЯТБ с улиц большинства городов. Последние экземпляры ЯТБ исчезли с маршрутов в середине 60-ых. Долгое время считалось, что ни одного экземпляра этих троллейбусов не сохранилось, однако в 2000 году в селе Ленинградской области был обнаружен кузов троллейбуса ЯТБ-1. уникальная машина была восстановлена и уже 15 мая 2004 года вышла на улицы Санкт-Петербурга, став действующим экспонатом музея городского транспорта "северной столицы".
|
В Харьков первые троллейбусы ЯТБ-4 были поставлены в марте 1939 года. Пока велось строительство первой троллейбусной линии (от Дома РККА, р-н нынешнего сквера "Вечного огня", до Горпарка) троллейбусы стояли в Коминтерновском трамвайном депо, однако уже в апреле было завершено строительства троллейбусное депо на улице Сумской, на месте нынешней "Зеркальной Струи". 30 апреля 1939 года (по др.данным - 3 мая) состоялась обкатка линии, а уже пятого мая троллейбусы начали регулярно перевозить пассажиров. Осенью 1939 года и в начале 1940 года поставки новых машин продолжались. Всего до войны было поставлено 27 троллейбусов ЯТБ-4. Эти машины ежедневно осуществляли движение по двум маршрутам: №1 Горпарк - дом РККА и №2 Горпарк - Южный вокзал до октября 1941 года, когда движение было прекращено в связи с оккупацией города немецкими войсками. |
|
"Недоехавший" до Харькова
ЯТБ-4А в Алма-Ате |
Часть ЯТБ (восемь машин) были полностью уничтожены во время военных действий, остальные машины пострадали меньше и были восстановлены в течение двух лет. Интересен тот факт, что в 1941 году Харьков должен был получить двенадцать троллейбусов ЯТБ-4А, однако из-за начавшихся военных действий эти машины были отправлены в город Алма-Ата, где простояли до 1944 года. В 1944 году шесть троллейбусов открыли движение по новой линии в Алма-Ате, остальные шесть были отправлены в Харьков. У нас эти машины были восстановлены (т.к. за три года простоя потеряли свою работоспособность). После восстановления в Харькове осталось лишь две машины (№80 и 81), остальные были отправлены в другие города.
|
В конце 1940-ых многие троллейбусы прошли ремонт, в ходе которого получили новые окна и маршрутоуказатели. Примерно тогда же две машины (55 и 66) были переоборудованы в грузовые. В 1954 году были начаты списания троллейбусов. К тому моменту машины 1939г.в. намотали уже более миллиона километров. Последние троллейбусы ЯТБ-4 исчезли с маршрутов в 1961 году. Часть машин продолжали работать в качестве служебных до 1963-1964гг. Нередко списанные троллейбусы исполняли какие-то статические роли - бытовок, "штабов строительства" и др. К сожалению, уцелевшие кузова харьковских ЯТБ обнаружены не были, и вероятнее всего эти троллейбусы навсегда остались в истории. |
"Штаб строительства" новой троллейбусной линии, 1958 год
|
Список ЯТБ-4 и ЯТБ-4А, работавших в Харькове
Парк. № |
Годы эксплуатации |
Примечания |
Парк. № |
Годы эксплуатации |
Примечания |
ЯТБ-4
|
50 |
5.1939 - 2.1954 |
|
65 |
11.1939-195? |
|
51
|
5.1939-1954
|
|
|
11.1939-1954 - пассажирский
1954-1964 - грузовой
|
|
|
5.1939-7.1956
|
передан в Запорожье
|
67
|
11.1939-7.1961
|
|
|
5.1939-1954
|
|
68
|
1940-195?
|
|
54
|
5.1939-1954
|
|
69
|
1940-1941
|
|
|
5.1939-1954 - пассажирский
1954-1964 - грузовой
|
|
70
|
1940-1941
|
|
56
|
5.1939-1954 - пассажирский
1954-1963 - учебный
|
|
71
|
11.1939-195?
|
|
57
|
5.1939-1941
|
|
72
|
1940-1941
|
|
58
|
5.1939-7.1956
|
передан в Львов
|
73
|
1940-1941
|
|
59
|
5.1939-7.1956
|
передан в Алчевск
|
74
|
1940-1941
|
|
60
|
11.1939-195?
|
|
75
|
1940-1941
|
|
|
11.1939-195?
|
|
76
|
1940-1941
|
|
62
|
11.1939-195?
|
|
|
|
|
|
11.1939-195?
|
|
|
|
|
64
|
11.1939-195?
|
|
|
|
|
ЯТБ-4А
|
80
|
1941-1944 - Алма-Ата
1944-1961 - экспл.
|
|
83
|
1941-1944 - Алма-Ата
1944 - восстановление
|
передан в другой
город в 1944 году
|
|
1941-1944 - Алма-Ата
1944-1961 - экспл.
|
|
84
|
1941-1944 - Алма-Ата
1944 - восстановление
|
передан в другой
город в 1944 году
|
82
|
1941-1944 - Алма-Ата
1944 - восстановление
|
передан в другой
город в 1944 году
|
85
|
1941-1944 -Алма-Ата
1944 - восстановление
|
передан в другой
город в 1944 году
|
* 195? вместо даты списания обозначает, что точная дата списания неизвестна, ориентировочно в промежуток со второй половины 1954 до конца 1960 года
** Все троллейбусы ЯТБ-4 и ЯТБ-4А находились на балансе депо №1
***Часть машин ЯТБ-4 и все ЯТБ-4А в начале 1950-х гг. прошли модернизацию-в них были установлены новые окна и маршрутоуказатели, аналогичные установленным на машинах МТБ-82Д
==Источники:==
- Музей рабочей славы ХКП "ГорЭлектроТранс"
- Фотографии c фотовыставки, посвящённой дню освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков
- Фотографии машин на сайте "Харьков транспортный"
Автор статьи выражает благодарность администрации интернет-сообщества «Малоизвестные отечественные трамваи и троллейбусы» за собранный ими уникальный фотоматериал, использованный в данной статье
|